< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Франция - Шатильон-сюр-Шалароне, Бон, Клюни, Отен, Нюи-Сен-Жорж, Невер и другие (Бургундия)

9 августа 2007 года дождя с утра не было. Нам предстояла дорога в Бургундию, еще  один, не разведанный нами ранее, знаменитый район Франции. Распрощались с Володей и Галей Ишимовыми, пожелав им счастливого пути в сторону дома, и поехали почти в противоположную. Нам надо было приехать в г. Бон (Beaune) немного южнее Дижона.

Едем в БургундиюДождя с утра практически не было, но пасмурно и прохладно. Поехали, естественно, по бесплатной дороге, которая вилась среди живописных холмов. Вилась, вилась, и вот мы на перекрестке, на котором указатель на городок  Chatillon-sur-Chalaronne почему-то заставил нас свернуть с трассы и поехать в город.

Chatillon-sur-Chalaronne Chatillon-sur-Chalaronne

Не знаю, почему такое решение родилось, в планах его не было, городка Chatillon-sur-Chalaronne нет ни в одном путеводителе, но мы, прокатившись через центр, поняли, что заехали не зря. А когда пристроили машину на стоянке и вошли в старый город (а городок этот практически полностью и состоит из старого города), поняли это еще точнее.

Городок - шкатулка, городок-очарование старины очень понравился. Маленькие замечательные улочки, состоящие из старинных домиков и домов манили бродить по ним и уезжать не хотелось.

Запомнился городок еще и большим количеством петушиных изображений, фигурок и скульптур.

Chatillon-sur-Chalaronne Chatillon-sur-Chalaronne Chatillon-sur-Chalaronne

Следующий городок Belleville-sur-Saone у нас был в плане поездки. В нем наше внимание привлекла старинная церковь 12 века, и мы ее нашли, но более ничего достопримечательного там не увидели. Ну, может, только постоянное Божоле в глазах и витринах.

К концу прогулки по городу опять начал расходиться дождь, и выезжали мы уже в непогодь.

А в наших планах было посещение еще одного известного туристам места - аббатства Cluny, но когда мы до него добрались, дождь лил непрерывно и обильно. Но такая уж наша доля, выбирать было не из чего, другого шанса посмотреть то, куда приехали, вряд ли нам представится.

Поэтому Марина одела дождевик, я взял зонт, сына оставили (скорее он  сам себя оставил) в машине на бесплатной парковке под стенами аббатства и  потопали под дождем среди таких же неуемных прильнуть к древности.

Вот это место, конечно, оставило сильное впечатление, несмотря ни на что. Аура,  дух старины и ее величие заставляли не обращать внимания на такую мелочь, как непогода.

Мокрые, но довольные, мы вернулись в машину и поехали дальше.

Неизвестный замок в Бургундии То, что мы ехали по истории, то и дело давало о себе знать невесть откуда появлявщимися замком, старинными городками, и только непрекращающийся дождь мешал  все это внимательнее рассмотреть и сфотографировать.

Ну и то, что мы едем по одному из винодельческих центров, не давали забывать сплошь стоящие виноградники и коричневые дорожные указатели La Route des Grand Crus de BourgogneИ то, и другое теребило мою душу. Но дождь, планы и быстро бегущее время не давали возможности остановиться возле каждого замка или свернуть на каждый указатель Grand Crus :).

Наш отель Villages Hotel в г. Beaune, как ни странно для сетевого бюджетного отеля, расположен очень удобно. Но искать его пришлось все равно. Дело в том, что маршрут давал нам заезд с кольцевой дороги, и все было бы нормально, если бы мы ехали по нему, но мы свернули в город не на нужном кольце, а одним раньше, как только увидели указатель на район отеля. На следующем кольце был, конечно, такой же указатель, но на нужную нам сторону.

Мы же влетели в город уже в прострации, прокатили почти по центру и выскочили на нужную нам улицу машинально с другой стороны, увидели стрелку на отель - и вот он нашелся.

Итак, вернусь - наш отель Villages Hotel в г. Beaune, как ни странно для сетевого бюджетного отеля, расположен очень удобно. До центральной старинной части города можно дойти пешком, расстояние не более полутора километров, по дороге (300 метров от отеля) гипер Carefour (почему-то в этой поездке нас постоянно преследовали гипермаркеты именно этой сети :)).

Но никуда мы пешком не пошли, а затарившись в гипермаркете продуктами и вином, устроили себе вечерний отдых после сырости дневных прогулок. Здесь у нас по плану 2 ночевки.

За день проехали 318 км.

Зато утром (а это было уже 10 августа) мы, увидев, что опять принялся за свое дождь, не спеша позавтракали,   выехали из отеля, и через сплошные виноградники, уже по самой Route des Grand Crus de Bourgogne  поехали  к западу в город Autun.

Маршрут 10-го августа

Лицей Наполеона в Отене Autun

Это старинный город, ему больше 2-х тысяч лет. Город запомнился большой центральной площадью, на которой вовсю шла торговля с лотков, лицеем Бонапарт с красивой решеткой,  толковой служащей в туринфо, растолковавшей нам не только что интересного посмотреть, но и маршрут, по которому лучше пройти, чтобы это посмотреть.

Мимо лицея круто вверх уходит пешеходная улочка, по которой мы дотопали до еще одной, если не главной, знаменитости - базилики Св.Лазаря. Ничего не скажешь, красивое сооружение. Внутри у него старинные фрески на библейские мотивы.

Собор в Отене Фрески в соборе
Autun Мадонна Пассаж в Отене

Затем пошли еще дальше по пустым старинным улочкам к крепостной стене, на одной из башен которой стоит фигура мадонны.

Погуляв, через красивый пассаж, вернулись к машине, которую удалось оставить недалеко от площади на совершенно бесплатном парковочном месте. Город нам  понравился.  И потихоньку стал заканчиваться дождь :).

Le chateau de Sully Le chateau de Sully Le chateau de Sully

Обратно в Beaune мы ехали по той же дороге, и в этом был свой плюс - мы по дороге туда запомнили пару мест, которые  хотелось бы поизучать, и в них заехали.

Сначала в замок Sully (Le château de Sully), в котором Марина проявила свое мастерство фотографа.

Nolay Nolay Nolay

А потом в старинный городок Nolay, в котором тоже погуляли с удовольствием.

Виноградные просторы Бургундии Volney

Франция бесконечно вглубь всем, Бургундия бесконечна во Франции своей историей и своим вином. Название каждого городка или местечка, конечно же, ассоциировалось с каким-нибудь известным вином. Что стоят такие названия, как Mersault, Pommard, Volney. Вина с такими названиями поражают наше воображение в первую очередь своими ценами даже во Франции, не говоря уже про Россию.

В последний из названных выше городков, Volney, мы заехали. Маленький, домов на 50, то ли городок, то ли деревня, расположенный на холме, усаженном драгоценными лозами, и почти каждое строение в городке, не считая, конечно, церкви - это винный бутик.

Volney Volney

До вечера еще было время, время в поездке драгоценно, и мы, завезя уставшего сына в отель, поехали дальше, продолжая свое движение в другую от Бона сторону Великой дороги Бургундских вин. Хотя там, в принципе, было все то же: виноградники, живописные деревни, винные бутики и подвалы с приглашениями пробовать и пробовать. Но мы стойко ни разу не остановились до городка Nuits-St-Georges. Здесь не выдержали, на въезде зашли в подвальчик, наполненный бочками, коробками с бутылками. За стойкой стоял молодой человек, у которого мы скромно спросили попробовать самого дешевого вина из предлагаемого списка (что-то  около 10 евро за бутылку). Но он нам сказал, что такого вина для дегустации нет, есть только минимум по 23 и налил в бокальчик. Марина попробовала, я пригубил. Поблагодарили, пожали плечами  и дальше - в центр.

Nuits-St-Gorges.

Городок  Nuits-St-Georges оказался замечательным местом для прогулки, совмещенной с дегустацией :). Старинные здания, обстановка Бургундии пришлись нам по душе.

В центре нам попался винный бутик, который отличался от других количеством посетителей. Если в других магазинчиках обычно был только скучающий продавец, который радостно кидался навстречу с предложениями попробовать его вина (правда всегда с оговоркой "не более двух сортов" :)), и это нас всегда смущало, то тут магазин был заполнен публикой с бокалами, роящейся вокруг прилавков с бутылками.

Мы зашли. И все равно, сразу же к нам подлетела, думаю, хозяйка, спросила, что нас интересует, налила Марине в бокал вина (кстати Volnay :)) и отошла к другим посетителям. Но, как только бокал Марины опустел, подошел хозяин, который тут же предложил попробовать другого вина и тоже отошел. Так вот, мы заметили, что они (хозяин и хозяйка), несмотря на большое количество народа (относительно большое, конечно, человек 20) помнили, кто что пробовал и как оценивал.

Nuits-St-Gorges.

Марина честно попробовала все вино, что ее интересовало и немного вина, которое не интересовало. Я почти из каждого сорта немного пригубил и каждое вино понюхал.  Так вот, честно скажу, прелести вин Бургундии мы не поняли :(. Видимо наш огрубленный российской действительностью вкус не дал нам возможности оценить тонкого вкуса этого вина). По обоюдному согласию признано, что на данный жизненный момент наше вино - это Бордо и, наверное, вина Лангедока, хотя тоже не все. Эти, наоборот, слишком сладкие. (Конечно же, речь идет о сухих винах AOC).

Поблагодарив гостеприимных хозяев, мы отправились восвояси - т.е. в наш отель. В принципе, время позволяло еще и немного прогуляться по городу, особенно с учетом того, что до центра от отеля по моим оценкам не более получаса пешего хода, но пошел дождь, дома ждал сын, и мы день на этом закончили.

Две ночи пролетели, как одна, и 11 августа 2007 года мы уже должны были отправляться из отеля по нашему маршруту дальше. Вещи привычно затолкали в машину (да, совсем забыл, наш новый холодильник замечательно устроился в багажнике, но возникла проблема его включения в сеть автомобиля во время движения -нужен был удлинитель до багажника) и поехали. Но недалеко, потому что у нас остался в долгах наш же город. Многое вокруг объездили, а в Beaune не побывали. Поэтому утром заехали в центр города. В центре, конечно же, места поставить машину не нашлось, хотя я честно прокатился по многим, практически пешеходным улочкам, но стоило отъехать на 500 метров и мест полно. Поставили машину под платаном и пошли назад, в центр. Заранее скажу, город Beaune (почему-то мне не хочется его называть Боном :)) произвел впечатление, и могу его посоветовать для посещения.

Рынок в Beaune

Первым делом попали на городской рынок, который развернулся на центральной площади города. Это, конечно, тема для отдельного рассказа. Вроде бы все почти как у нас, но это почти на самом деле огромного размера разница :).

Здесь так все подано, что реально все это хотелось купить или хотя бы попробовать: и острейшие оливки, и хлеб, и савойские колбаски. Да и разнообразие дижонской горчицы радовало глаз. Подивились на стоимость грибов,  простые лисички, а продаются на граммы. Напрасно я мимо них прохожу в наших домашних поездках за грибами :).

Нотр-Дам в Боне

Музей вин Бургундии

Рядом с центральной площадью, на которой разместился рынок, находится один из основных объектов для посещения в городе - дом для странноприимных, Hospices. Но мы пока протопали мимо него, посмотрели очередную церковь Нотр-Дам в клунийском стиле и попали, конечно же, в Музей Вин  (куда же еще проще всего попасть в Бургундии:)), который устроен в герцогском дворце.

По двору музея за женщиной-экскурсантом ходила кучка экскурсантов мужского пола и рассеянно слушала ее рассказы. В конце концов она, видимо, объявила, что поведет их теперь в дегустационный зал, и народ сразу же повеселел,  оживился и все быстро исчезли в дверях здания.

Мы остались во дворе дворца одни и смогли  спокойно все рассмотреть.

Музей вин Бургундии

После осмотра Герцогского музея вин еще прогулялись по городу, сын повалялся на траве клумбы воле городской ратуши и снова вернулись в центр, чтобы изучить главную достопримечательность города - СтранноПриимный Дом (Hospices).

Hospices снаружи

Hospices

Hospices - внутренний двор

Впечатляющее готическое сооружение, построенное еще в 15-м веке, с красивыми черепичными крышами, по залам которого интересно пройтись. А в самом конце в темном помещении находится знаменитый алтарь "Страшный Суд" Ван дер Вейдена. Алтарь оборудован движущейся вдоль него большой лупой, через которую можно хорошенько все рассмотреть. Фотографировать алтарь можно, но только без вспышки.

Hospices Страшный Суд

Дальше нам следовало переместиться в город Nevers, совместив это перемещение с осмотром как можно большего  количества объектов.

Маршрут 11 августа

Наиболее короткий путь был нами наполовину пройден вчера, поэтому решено немного от него отклониться и проехать по дуге, посетив городки Vezelay и Clamecy.

Немного поплутав с выездом в нужном направлении, с помощью очередного участливого француза мы все же попали на требуемую дорогу. А если на нее попал, то уже все, приедешь, куда надо.

Vezelay, базилика святой Магдалины

В городке Везле на высоком холме, въезд на который охраняет сторож, пропуская вверх на автомобиле только местных жителей, стоит шедевр романского стиля - базилика Магдалины, которая находится под охраной ЮНЕСКО.

Vezelay

После недолгого поиска места удалось поставить машины на бесплатном участке недалеко от жандармерии и мы по крутой живописной улочке поднялись вверх к базилике. Удивительное сооружение из розового камня поражает своими размерами и внутренним свечением.

А обратный путь (от базилики к машине) скрашивает не только то, что спускаться легче, но и обилие магазинчиков и винных бутиков, предлагающих местное вино Vezelay. И там я увидел вот такой дворик...

Clamecy

Clamecy Clamecy

Следующий городок, Clamecy, впечатлил меньше, хотя и здесь стариной дышал  каждый его метр. Может быть, приедь мы только сюда, он бы  понравился больше, потому что на самом деле он тоже хорош. Но, увы, мы уже с утра получили много впечатлений :(. Кроме того, что город старинный, в нем жили графы Неверские, которые поставляли дрова королям, здесь есть еще замечательно красивая церковь Св. Мартена. Ну и здесь мы, как потом оказалось, попрощались с  бургундским вином, потому что в дальнейшем его уже не пили и не пробовали.

ClamecyClamecy

В городе Nevers свой отель  Formule 1 мы нашли далеко не сразу. Вернее, сначала совсем не нашли. Указателей не видели,  а по напечатанному маршруту не попали в нужный выезд с кольцевого перекрестка, и дальше все потерялось. Понятно, что потом все его (маршрута) направо-налево только уводили нас все дальше от цели, и в результате мы оказались в районе частных домов, в котором найти собеседника - уже счастье. Но оно нам привалило в виде только что припарковавшегося автомобиля и его хозяина - пожилого француза. Марина пошла выяснить степень своего познания французского языка, и оказалось, что она может спросить и понять "агош-адруат" (налево-направо :)). Это меня обрадовало, и я понял вдруг, что во Францию мы поедем еще :).

Сейчас же, старательно запомнив то, что нам рассказали, мы поехали тудруа, адруат и агош :). По-нашему, если перевести, то к отелю. И приехали, довольно скоро. Настолько скоро, что стало понятно, что  город можно посмотреть этим же вечером. Раз можно, то нужно. Бросили вещи в отеле и покатили к центру. Как оказалось, совершенно возле исторического центра и одновременно на берегу Луары есть замечательно оборудованный скейт-парк. И конечно же, Илья его увидел и, конечно  же, сразу заныл: опять церкви ваши, замки и вино... Оставили мы его кататься, а сами пошли гулять.

Nevers

Кому красоты архитектуры важны, а кому-то и не очень :)

Nevers, кафедральный собор Св.Кира

Nevers - замечательный город. Расположенный на довольно высоком холме над Луарой, он сразу же встретил нас красивой площадью Республики (или садом, трудно сказать), заканчивающейся не менее впечатляющим герцогским дворцом. Полюбовавшись на это чудо и потом на сына, увлеченно катающегося внизу, мы двинули дальше и, как оказалось, не напрасно.

Сразу за дворцом кафедральный собор, потом просто красивые улицы и церкви.

Замечательная прогулка закончилась встречей с сыном, который похвалился нам новым разученным прыжком.

Новый прыжок

Еще немного прокатились по старому городу уже на машине и вернулись в  отель, тем самым закончив наше поверхностное изучение Бургундии, отметив это бутылочкой купленного в гипермаркете Бордо :).

За день мы проехали 277 км.