< ПредыдущаяНа главнуюСледующая >

8. Швейцария или два возвращения во Францию

12 августа 2009 г.

В Тононе у нас по плану три ночи, одна из них уже прошла, оставшиеся две позволяли два дня посвятить изучению местности. Сам Тонон нас не интересовал, мы тут уже бывали, да и выбран он был только из-за своей приближенности к Швейцарии, в которой бюджетного жилья мы не нашли и решили, что выгоднее ездить в нее из Франции. Т.е. хоть мы и жили во Франции, но приехали фактически в Швейцарию.

Поэтому утром, закупив сначала на всякий случай и на завтрак продуктов,  мы выехали в направлении новой для нас страны.

Дорога в Швейцарию из Тонона практически одна, если не считать каких-либо экзотических вариантов. Она идет вдоль берега Женевского озера через нарядный курортный город Эвиан (Evian), и до этого города обычно машин полно, состояние полупробки, все потихоньку едут от кольца до кольца. После Эвиана движение рассасывается и убыстряется, но все равно особо не разгонишься - дорога узкая, почти везде обгон запрещен и всегда найдется тихоход, который собирает за собой длинные поезда. И так до границы в городке Saint-Gingolp, которая представляет собой будку с открытым шлагбаумом, и возле будки стоят по полицейскому в каждую сторону (а может быть, таможенники  в форме), который кому-то машет - проезжай, а кого-то останавливает. Я затормозил, он посмотрел на нас и махнул рукой - проезжай. И вот мы впервые в жизни в Швейцарии, а полицейский, может быть, впервые в жизни пропустил к себе русскую машину.

Сразу же за городком дорога выпрямляется, но тут новый тормоз - в Швейцарии ограничение скорости за городом 80, на автобане 120 и все так и едут. На этой же прямой дороге стоят заправки, цены на которых довольно значительно отличается  от французских - по цифрам больше, поскольку цены в швейцарских франках, а по сути - меньше. Я обрадованно проехал мимо, значит дальше будет еще дешевле. Но как бы не так. Как ни странно, самый дешевый бензин именно на самой первой от границе заправке, причем она итальянского происхождения, Agip, и таких полно во Франции.

В  Швейцарии движение по автобанам оплачивается виньеткой, причем она меньше года не бывает. Стоит такая виньетка немало, 40 франков или примерно 25 евро. Но пока мы едем по бесплатным дорогам, и она нам не нужна. Хотя купить виньетку все же задумано.

Монтрё Монтрё
Почти стандарт для Альп Меркюри в Монтрё
замок Шильон в Монтрё замок Шильон в Монтрё

Первым объектом изучения назначен город Монтрё (Montreux). Ну это просто курортный красавец. На французской стороне таких городов нет, те, что есть, конечно же, в сравнении блекнут. Проехали его весь, поискали где остановиться с учетом того, что швейцарских денег у нас пока не было, и уже на обратном пути я практически в центре завернул на площадку к набережной и надо же - пустое место для машины и парковка здесь бесплатная. С нами Удача :).

Очень красивая набережная, приводящая в восторг Штурмана своими пышными цветниками, сверкающими отелями. Здесь же нас поприветствовал Фреди Меркюри, а когда мы от набережной ушли на улицу, то там в парфюмерном магазине мне наконец-то удалось купить своей любимой женщине флакон французских духов. Во Франции не получалось, а вот в Швейцарии запросто :).

Из центра мы вернулись на машине назад и остановились возле замка или крепости Шильон (Château de Chillon). Замок очень красиво расположен на скале, соединенный с материком мостом и проехать мимо было нельзя.

 

 

На выезде из Монтрё я заехал на заправку и купил виньетку, и она вот уже третий месяц висит у меня в левом нижнем углу лобового стекла. А что, пока я пишу отчет, она еще действует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И сразу же мы выехали на автобан и поехали в г. Сьон (Sion). Что ж, это, наверное, самый красивый автобан из тех, по которым мы ездили. Ну может, хорватский еще в состоянии конкурировать с этим. Стрела асфальта, разрезающая величественные горы, очень впечатляет.

По такому автобану ехать не только просто, но и приятно Сьон Сьон
Сьон Сьон Штурман в Сьоне
Сьон Сьон Сьон

 

Сьон приветствует нас горой (или холмом), на котором видна крепость (монастырь), и крепкой обороной от любителей бесплатного паркинга. Мы же, продолжая оставаться без франков, просто так не отступили. В городе очень много парковочных свободных мест с табличками "Только для посетителей зубоврачебного кабинета (нотариуса, парикмахера)" с красноречивыми картинками эвакуаторов, и мы не решились воспользоваться ни одним.

Наконец-таки я въехал во двор какого-то небольшого и довольно представительного дома, окруженного живой изгородью из кустарника, но без ворот, и в углу двора поставил нашу машину, несмотря на слабые возражения Штурмана.

Ей было неловко, мы вроде как вперлись почти в частный двор. На что я возразил, что ни таблички, ни ворот, ни цепочки нет, а значит все в порядке. Но Штурман так до конца прогулки не могла окончательно успокоиться, пока не убедилась, что машина на месте.

 

Сфотографировав на всякий случай дом, где оставили машину, мы пошли в центр. Идти на самом деле было недалеко, метров 300-400 и, несмотря на жаркую погоду, нетрудно.

 

Город имеет пешеходную зону под холмом, довольно обычную в нашем представлении. Но вот если начинать подниматься вверх, на холм, то здесь гораздо интереснее. Вверх идут узкие улочки, сплетенные в целый лабиринт, иногда превращающиеся в низкие коридоры, которые потом опять разбегаются в разные стороны улочками с крутыми подъемами и спусками. Поднимаемся все выше и выше, появляются обзорные площадки с хорошими видами. Потом город кончается и остается дорожка наверх, к крепости, крутая и накрытая жарким солнцем. И что-то она нас не впечатлила, эта дорожка, и, посовещавшись секунд 30, мы начали спуск вниз. На этом, собственно, осмотр города нами был закончен и мы тронулись в сторону дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этом автобане есть что посмотреть
Пляж около Тонона

Автобан, потом съезд на Evian, Thonon, пограничник на французской стороне был занят каким-то грузовиком и к нам вообще не повернулся.

И мы опять во Франции, за эту поездку уже в третий раз.

Намотавшись по жаре в течение всего дня, мы с вожделением смотрели на воду Женевского озера и перед Тононом заехали на знакомый нам публичный пляж. Он, наверное, лучший из всех, которые мы видели в округе. Бесплатная парковка, травка под ногами, просторно. Мы купались здесь в позапрошлом году, и тогда вода была холодна настолько, что купаться мог только я. Сегодня же все не так. Температура как раз такая, чтобы освежало, и плавание доставляло удовольствие и мне. и Марине, и даже Илье. Уходить не хотелось. Снова Марина придирчиво проверила чистоту газона и не потому, что сомневалась, а потому, что ей доставляет удовольствие это делать, зная результат. В газоне на было никакого мусора...

Искупались и вдруг я обратил внимание на женщину, загоравшую на подстилке на узкой галечной полосе пляжа. Вернее, не на женщину, а на курящую женщину. Ага, думаю себе, сейчас она окурочек свой забычкует о камушек и незаметно его в гальку  затолкает, раз тут такая чистота. Поверьте мне, я не пялился на эту курилку, а краем глаза время от времени посматривал... И был посрамлен. Она достала из сумки металлическую коробочку, вроде как из-под леденцов, туда окурок затушила и туда же его положила. Коробочку плотно закрыла и в сумку убрала... Это просто надругательство какое-то над нами :). У нас окурок за мусор не считается... А когда мы ездим купаться на наши волжские с позволения сказать "пляжи", то очевидно, что за мусор не считается вообще все.

В гипермаркете мы вдруг вспомнили (на самом деле множественному числу тут не место. надо честно сказать - вспомнилА) про СВЧ-печь в отеле и купили быстро готовящихся чего-то, не помню чего, из птичьего мяса. Которое специально для СВЧ, вроде чахохбили, но не уверен, что оно так там назвалось :).

И ужин у нас стал почти изысканным (чахохбили во Франции :)), еще и горячим. Ну и, конечно, вино и сыр, это святое.

И чтобы улучшить сыну настроение (что-то он несколько скучал последние дни) купили ему на сутки WiFi. Стоит оно, конечно, не слишком гуманно, 10 евро, но что не сделаешь для любимого сына. (А за час 4.5 - они вообще, что ли :().

И Илья сразу же ушел в паутину.

А остальные пошли спать, день закончился.

Сколько за день проехали, в этот раз не отмечали, решили потом сложить весь Тононский километраж.

 

13 августа 2009 г.

 

Еще вчера с вечера Марина долго изучала карту Швейцарии, вернее, не так - кусок Швейцарии на нашей карте Франции и мы решили ехать в г. Сьёр, но не столько в город, сколько в окружающие его горы, ориентируясь только на нарисованные схемы подъемников около него.

Ну понятно, что утром сын, имея долгожданный интернет, объявил строгую забастовку всем поездкам. И остался дома и мы ничего с этим поделать не могли, да и не особо хотели, по правде говоря. И пусть нас ругают другие строгие родители, но мы оставили своего сына во Франции, а сами уехали  в Швейцарию. Не зря же мы оформляли ему разрешение передвигаться по шенгену без нас. Движение - понятие относительное.

Короче, сели в машину и уехали, оставив его одного.

Подъехали к таможеннику, он посмотрел на нас задумчиво (что-то стало многовато русских тут ездить...), но рукой махнул, или отмахнулся от нашего дежавю.

Окружающие нас цены на бензин мы уже знали, поэтому сразу же после границы я заправился под завязку бензином за 1.09  евро за литр (в гипермаркете в Тононе в 30 км отсюда бензин по 1.27 - почувствуйте разницу :)). Проехали мимо уже знакомого Сьона и вот мы уже подъезжаем к почти одноименному Сьёру (Sierre). На въезде остановились на заправке и купили наконец автомобильную карту. Правда потом, уже в машине, обнаружили, что это карта южной половины Швейцарии :).  Ну и ладно, она то нам сейчас как раз и нужна, а там разберемся.

Город мы исследовать не стали, проехались по нему, ничего примечательного не увидели и сразу же повернули в гору. Вот тут и стало интересно. Круто серпантином вверх дорога быстро нас подняла на уровень замечательных видов и пришлось несколько раз останавливаться, чтобы эти виды запечатлеть и осознать. Потом дорожка выпрямилась на небольшом участке и мы поняли, что приехали, потому что увидели станцию подъемника в поселке Barzettes.

Перед станцией большая площадь - парковка, на которой в углу сиротливо приткнулся парковочный автомат. Я подошел к нему - монеты нарисованы только швейцарские. Попытался евро потолкать в щель - нет, не лезет. Было два варианта - не платить, и кстати почти ни у одной машины на парковке талончиков не было видно, или попытаться найти где-то их денег. И мы с помощью кассира, которая продала нам билеты, выбрали второй вариант. Т.е купили у кассира за 5 евро 7 франков, 2 из них истратили за парковку, и хочу  наперед сказать, оставшиеся 5 франков так и приехали домой в качестве сувенира.

Итак, билеты на подъемник стоимостью 50 франков (35 евро) были куплены, как нам объяснили, это подъем до конца и обратно. Схватив последним движением из багажника куртки, мы поехали.

Дорога в Монтану Дорога в  Монтану Подьем, вторая нитка
На станции перед последним подъемом На станции перед последним подъемом Подъем, третья и последняя нитка
Мы наверху Мы наверху Мы наверху
Мы наверху Мы наверху Спуск к станции отправления

Подъем состоял из трех этапов. Первые два в небольших кабинках, которые следуют непрерывно друг за другом, между первым и вторым просто пересадка. Конечно, тут можно выйти и немного погулять. Но мы пересели и поехали дальше. Вокруг прекрасные виды на скалы и ущелья между ними, и подъем мне доставлял удовольствие. Штурман немного нервничала, но не сильно.

Привезли нас на промежуточную станцию, здесь уже никто не спешит, есть ресторанчик, стоят лежаки для желающих отдохнуть и позагорать на солнышке, для детишек устроена прыгалка. Станция на высоте 2250 метров. Отсюда наверх уходят вагончики побольше, без сидячих мест и по расписанию. До ближайшего отправления было примерно полчаса и мы немного позагорали. На солнце жарко, а в тени и в продувных коридорах начинает пробирать холодком и куртки пришлось натянуть. С обзорной площадки видно Монблан, а если быть точнее, видно облако, которое закрывало вершину Монблана.

В нужное время народ подтянулся, сразу загрузили 4 вагончика примерно человек по 10 в каждый, и они один за другим поехали вверх. Протяженность уходящей вдаль нитки тросов впечатляла. И почти сразу же начались совсем другие пейзажи, пропала зелень, появился лед. Из форточек вагончика дуло ощутимо холодом, так что их даже хотелось захлопнуть.

Прибыли на конечную станцию, вагончики встали на отстой, а я на выходе посмотрел на расписание обратных рейсов. Так вот, следующий был через 30 минут, а потом 2 часа перерыва. Ничего себе, у нас ребенок где-то в Европе один остался, да и парковка всего на два часа оплачена, один из которых уже прошел, и мы ринулись на осмотр местности.

Красота вокруг довольно марсианская,  язык ледника, народ деловито в альпийских башмаках, с рюкзаками за спиной и лыжными палками в руках тронулся в пеший обход местности. Мы же в летних туфлях, шортах и легкомысленных курточках, обгоняя их на подъемах, стремились на ближайшую вершину. А это метров сто подъема. В общем, наверху у нас дух перехватывало не только от красоты окружающего, но и от вываливающихся языков :).

Тем не менее согрелись, все успели сфотографировать, на все полюбоваться. Не успели только посидеть на лавочке на вершине (надо же, и тут обустроили поудобнее ), потому что пришлось почти так же быстро идти назад. В отличие от лавочки, вагончики нас дождались, и мы даже успели отдышаться перед посадкой. Так же группой друг за другом кабинки поехали вниз, на промежуточной пересадке мы сразу же сели на следующую нитку и были правы - как только мы сошли внизу на землю, вся транспортная система остановилась. Кажется, у них начался обед.

Вот так, практически на подножке уходящего трамвая, мы прокатились в горы.

Монтана Монтана Монтана

А потом решили не возвращаться, а поехать дальше, потому что по карте было видна другая дорога, которая должна была нас привезти вниз к автобану. И оказались правы, потому что эта дорожка привезла нас в курортный городок-шкатулку Монтана. Он даже слишком наряден, этот курорт, Марина была просто в восторге от его улочек, домов и цветников. Оставалось только немного позавидовать местным курортникам, которые с довольно равнодушным (показным, наверное :)) видом слонялись по местным улицам, купались или загорали возле местного озера.

 А мы, насмотревшись и надышавшись, помчались обратно (до свидания, Сьёр, пока Сьон...). Отсутствие пограничника (тоже, наверное, обед)  и привет, Франция. Мы въехали в нее в четвертый раз.

В Эвиане, когда потихоньку тащились в нитке машин мимо набережной, успели посмотреть на забавную картинку, когда женщина на черном форде со свирепым видом своим задним бампером двигала огромный тоже черный Хаммер, чтобы втиснуться в свободное, но коротковатое место на обочине.

А сын-то наш по родителям соскучился, как и мы по нему. Впервые в жизни мы какое-то время находились с ним в разных странах. Забрали его из номера и помчались скорее купаться опять на тот же пляж. И снова поплавали с удовольствием. Мне, похоже, стало нравится купаться в альпийских озерах :). А после плавания купили себе еды на ужин с учетом имеющейся в отеле микроволновки и поехали отмечать последний день во Франции, и  было почти совсем не грустно...

После  ужина посмотрели, как ехать через Швейцарию и что еще можно посмотреть и почему-то выбрали Интерлакен.

На этом день и закончился.

За 2 дня незаметно проехали 596 км.

 

14 августа 2009 г.

 

Утром всплыла проблема недозакупок. Нам оставалось побыть во Франции еще, может, час или три, а сыра домой не купили, вина маловато, коньяку тоже. И конечно же, нам стало надо в магазин. А поскольку соседняя Cora нас не впечатлила, мы решили поехать за покупками не в сторону выезда, а в противоположную, поскольку я вспомнил, что там где-то был L'Eclerc. А т.к. сын еще спал, решили его не поднимать и поехали за покупками опять вдвоем. Ехать пришлось далековато, километров 30, и я услышал от Штурмана не один раз мнение о том, какой у нее замечательный супруг. По дороге проехали мимо CareFour, который, по мнению того же Штурмана, был еще не открыт. L'Eclerc все же нашелся, но был небольшой, как и его ассортимент, в отличие от цен. Поэтому просто прошлись и поехали назад, не солоно хлебавши. А когда проезжали мимо CareFour, то все же решили к нему завернуть. И оказалось, что он огромный и открыт. И тогда принимаем решение - я оставляю Марину в магазине, а сам еду за Илюшкой и вещами, поскольку время уже подходило к тому, когда начинают посетителей из отелей выдавливать. 20 километров (10 туда и 10 обратно) не крюк, и скоро мы с сыном уже снова в этом CareFour, а там ходит довольная Марина, потому что она купила себе флакончик духов. Ну и остальное купили тоже здесь и поехали по нашему маршруту дальше - нам надо было сегодня приехать в неведомое место Андельсбух в Австрии и там найти неизвестный дом, в котором у нас забронировано жилье.

Маршрут, конечно, на бумажке был, по основным пунктам.

Не прошло и часа, как мы в третий раз проехали из Франции в Швейцарию мимо таможенника, задумчиво глядевшего нам вслед.

Дорога возле Интерлакена возле Интерлакена
возле Интерлакена Brienz
Brienz Brienz
Дороги Швейцарии Швейцария, LungererSee

Начало было замечательное. По уже известному пути доехали до Монтрё, потом выскочили на автобан на Берн, и затем поехали на Интерлакен.

Про Интерлакен хочу сказать, что мы там не получили особых впечатлений, может быть, не нашли нужного места или вида. Наш план действий не сработал. Т.е. мы сначала въехали как обычно в центр - там ничего особого: вокзал, улицы, встать негде, да и не зачем. Покрутились, покрутились, уехали в горы, проехались по ущелью вдоль берега довольно бурной горной реки. Там да, красиво, но чтобы как следует посмотреть, нужно время, которого особо и не было. Махнули рукой и поехали дальше и тут же съехали в поселок Brienz, только чтобы посмотреть на одноименное озеро. Посмотрели, захватив процесс спуска на воду довольно импозантного судна, я заправил бак доверху, так как думал, что дальше поедем по автобану, выехали снова на автобан и только я разогнался, как тот кончился. Вот тебе и раз, указатели повезли нас по серпантину довольно круто в горы, причем трафик плотный, машина за машиной гуськом, не обогнать и медленно. Хотя виды по дороге замечательные: и горы, и водопады, и озера. Мимо одного озера, как потом оказалось LungererSee, даже проехать не могли, пришлось остановиться и сфотографироваться, как мы не спешили.

И вот занимательное замечание: едем мы по этой обычной дороге, а значит бесплатной, вдруг появляется предупреждение, что скоро начнется платный автобан, потом и вправду - знак автобана и сразу же тоннель. А за тоннелем автобан перечеркнут- закончился. Т.е. так они делают проезд через тоннель платным. Нет виньетки - будь добр, карабкайся по козьей тропке.

Задача перемещения в следующий пункт усложнилась тем, что мы не знали, куда едем :). Если вы помните, у нас была карта южной половины Швейцарии, был альбом Германии ADAC, который прихватывал совсем немного Швейцарии возле Бодензее, и еще карта Австрии, которая тоже Швейцарию особо не жаловала. И вот Штурман, оперируя этими тремя огрызками, оставляющими большое белое пятно, автоатласом Европы, на котором вся Швейцария изображена на карте 10х15 см, и нашими воспоминаниями школьных уроков географии, пастора Шлака на лыжах и других ассоциаций, пыталась все же направить меня в нужную сторону.

Вариантов у нас было на выбор два - ехать на знак автобана с загадочным городом Chur или ехать в направлении  знакомых городов Люцерн, а потом Цюрих. Выбор был очевиден, но как потом оказалось, не совсем верным. Впрочем, кто ж знает. Так вот, по белому пятну мы въехали зачем-то в центр Цюриха, и он встретил нас раскопанными практически всеми улицами, зачеркнутыми крест-накрест указателями и желтыми стрелками объездов непонятно куда. При этом уже смеркалось. Но в Цюрихе радостный Штурман наконец-то выкристаллизовала из кучи карт маршрут к нашему поселку, желтые стрелки закончились,  мы поймали направление и поехали на Брегенц. Ну то есть к Бодензее. Возле этого озера  смешались три страны и не всегда было понятно, где же мы в результате едем. Поэтому на первой же заправке, на которой цены были указаны в евро, я попробовал купить австрийскую виньетку и это удалось - заправка была австрийской. Виньетка заняла место под зеркалом заднего обзора, завершив коллекцию наклеек (разрешено Словакия - верхний правый угол, Чехия - нижний правый угол, Швейцария - нижний левый угол, Австрия - нижний или верхний левый углы или вверху посередине).

Марина очень сосредоточенно вела меня по маршруту и, надо отдать ей должное, делала это мастерски. Ни разу не ошибившись, показала все повороты и съезды, и вот мы уже едем по узкой ночной дороге в горной лощине, а это верный признак того, что место ночлега где-то рядом. Но где? По бумажке мы должны проехать городок Egg и следом будет Андельсбух и в нем где-то дом, в котором нас, может, уже и не ждут, потому что времени около девяти, темно, а в таких сельских местностях обычно спать ложатся рано.

И правда, промелькнула табличка "Egg" и дома какие-то, совсем немного, потом ночь и снова табличка, уже наша. Но домов поменьше и все они просторно разбросаны  друг от друга. Задача....

Но тем не менее закончился еще один этап в нашем путешествии и начался новый, деревенский.

 

< ПредыдущаяНа главнуюСледующая >