< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

2. Словакия. Деменовская долина и Банска Штявница.

Дом и апартаменты "Studia Aurora"  понравились сразу. Впрочем, как и их хозяйка, Зора Вдовякова. Она на почти правильном русском нам все быстро рассказала, дала проспекты по достопримечательностям местности, пачку 10% -х скидок в соседнюю калибу "Три студнички", сказала, что ее всегда можно найти в доме.

Потом мы спустились во двор. Парковка, на которой я поставил машину, оказалась чужой. Наша парковка прямо во дворе, на берегу той самой бурной речки, под огромной елью. Т.е. вещи практически въехали вместе с нами в дом :) и это было удобно, поскольку на три дня мы устраиваемся как следует.

Потом проверили интернет - он работал по WiFi, пароль на вход был указан на бумажке возле входной двери, доели все скоропортящееся, что привезли из дома и пошли в калибу, посмотреть обстановку и выпить, наконец, по кружечке пива.

Пошел дождь и стало довольно холодно. Но в калибе обстановка была самой теплой, музыканты играли живую музыку, народ ел, пил и разговаривал. Очень уютно и хорошо. Поскольку мы не были особо голодны, то ограничились закусками - Марина как всегда взяла смаженый (жаренный) сыр, я фаршированные кнедлики, салат. Словацкое пиво было вкусным - я пил светлое, а Марина "полутемное", марку точно не помню.

За ужин отдали 15 евро, 10 процентов скидки как раз пошли на чаевые :).

Да, и 2 евро выцаганил скрипач, игравший над нами до победы.

А потом мы побрели потихоньку домой, идти от калибы до дома порядка 300 метров.  Еще немного посидели у реки в нашем дворе  на скамейках, покрытых толстыми и теплыми овечьими шкурами и в дом.

В номере воздух нагрелся и было уютно, и хорошо пахло деревом, наверное, из-за  обшивки. Речку через пластиковые окна было чуть слышно, такой ровный шумовой фон только способствовал крепкому сну.

Хорошо здесь :).

4 мая 2013 года

Утром за завтраком, который Марина быстро организовала на нашей кухне, мы спланировали день. И начать его решили с поездки в магазин, потому что утро пока хмурилось.

По правде говоря, от нас до расположенного на въезде в Микулаш Теско всего-то 6 км. Так что скоро мы уже вернулись с полными сумками продуктов и пива. На вечер Марина купила кусок мяса, решив сегодня организовать ужин дома.

Погода была неустойчивой, довольно облачной, но дождь прекратился. И мы решили главную цель приезда не откладывать, а сразу полезть в горы.

В конце ущелья, судя по схемам, были устроены подъемники на самую высокую вершину в местности - гору Chopok. Так и оказалось. Мы приехали на большую площадку, здесь озеро и несколько отелей вокруг, например "Unior", напоминающий по форме остов старинного галиота. Только пушки не высовывались из амбразур. Мы проехались по всей площадке, выше дорог уже не наблюдалось - все они были перекрыты шлагбаумами.

Поэтому поставили машину на площадке недалеко от подъемников, бесплатно.

Подъем на Хопок осуществляется тремя подъмниками - первый открытый, два последующих - закрытые.Общая стоимость подъема и спуска 20 евро с носа. Температура внизу 15 градусов выше нуля, вверху 3 градуса.

На горах еще видны следы снега, на котором видны горнолыжники, пытающиеся успеть ухватить у зимы последние радости.

Приятно прокатившись над отелями в диванчике первого подъемника (только за шиворот иногда сыпались крупные капли с конструкций), мы сразу же пересели в другой - практически трамвайчик, круто взбирающийся вверх по рельсам на резиновых колесах. Потом на следующей площадке погуляли, скорее потому, что третий подъемник стоял, видимо, был перерыв. Потом все задвигалось , мы уселись вместе с полностью экипированными лыжниками и поехали прямо в облако. И выехали из него только на самом верху.

Лыжники надели свои лыжи и сразу же исчезли в облаке в обратном направлении.

Туман или облако создавали вокруг обстановку  "ёжика в тумане", но иногда вдруг облако разрывалось и было отлично видно  окружающую нас местность.

От "нашего" подъемника (или уже спускника :)) вниз можно было спуститься на другом, Chopok Nord, в сторону Банской Быстрицы.

Но мы полезли наоборот, вверх, сначала по снегу, а потом по большим валунам, собственно, на самую вершину. И долезли на высоту 2024 м. Здесь было хорошо посидеть на камнях, любуясь вырывающимися из облаков видами.

Тут же, недалеко от вершины, местная калиба. Мы заглянули в нее ради любопытства и удивились демократичности местных цен. Нисколько не дороже калибы внизу.

А потом спустились вниз, сначала ногами до подъемника, потом на технике к машине.

А это иллюстрация нашего подъема на Хопок.

Внизу мы попытались найти какие-нибудь дорожки, чтобы продолжить прогулку, но все дорожки упирались в отели и было решено это место покинуть. И правильно сделали, поскольку по дороге мы наткнулись на еще одно замечательное место, которое узрели во время прогулки на площадке между вторым и третьим подъемниками.

Мы увидели издалека причудливое нагромождение скал и я сказал - эх, как бы туда попасть. Сказал и забыл. А сейчас мы ехали долиной и увидели , что вдоль реки тянется дорожка, по которой идут группки туристов. И решили, что погулять здесь в соснах будет совсем не вредно.

Я свернул на какой-то отворот и тут же припарковал машину, поскольку дальше дорога была перекрыта шлагбаумом. Потом мы пошли по тропинке, просто куда-нибудь. И вдруг перед нами открылись те самые скалы и туда шла дорожка, по которой мы конечно же полезли вверх.

И там было совершенно отлично. Местами это напоминало Праховские скалы, но только в менее организованном и бесплатном варианте. Потом по верху склона, по узкой тропке, тщательно обработанной козами, мы прошли весь скальный массив и спустились вниз по довольно крутому склону, в некоторых местах без помощи рук и корней двигаться было нельзя. Один раз у меня из под ноги сорвался камень и полетел вниз, цепляя по пути другие. Я даже стал переживать, не досталось ли этими камням кому-то внизу. Но криков было не слышно :), да и никого особо, кроме нас, тут и не было. Единственно, кого мы потом встретили - это два парня со снаряжением для лазанья, которые готовили себе подъем на отвесную стенку одной их скал.

И снова день не закончился. Но природы уже достаточно  и мы решили съездить посмотреть на Липтовский Градок, потому что на автобане видели коричневые приглашающие щиты. Въехали в центр - ничего интересного. Прокатились, потом прошлись туда сюда, снова прокатились - ничего. Потом подъехали к информационному щиту и по нему поняли, что все интересное здесь сосредоточено в стороне от городка. Это надо Градок проехать насквозь и свернуть налево по указателю на замок.

Здесь тоже не много объектов. Скала надо поселком (Skalka), на которую можно залезть,  перед ней озерко со скульптурной группкой посередине, и закрытый от посещения замок, вернее, его развалины.

На осмотр всего нам хватило получаса, так как на скалках мы только что были в долине. Но и времени уже было довольно, осталось как раз, чтобы Марина приготовила чудесный ужин и чтобы мы его могли не торопясь съесть.

День закончился.

05 мая 2013 г.

Пасха.

Марина еще вчера сказала, что это первая наша пасха, когда она не пекла куличи. И может быть, поэтому у нас многое сегодня скомкалось или не получилось. Хотя далеко не все.

Но кулич к завтраку  у нас все же был, нам его украинцы испекли. Поэтому мы как это - разговелись - и стали обсуждать сегодняшние планы. Я думал посетить какую-то пещеру (яскину по-словацки).  Две самые значительные в здешних местах - яскину Свободы и Ледовую яскину- мы посмотрели еще в первую поездку в эту страну в 2008-м году.

Недалеко от нас в Липтовском Яне была пещера, но Марину не впечатлило ее описание. Тогда мы выбрали другую, не доезжая Банской Быстрицы, возле городка Harmanec.

Дорога сюда проходит через г. Ружомберок и потом идет по красивой долине между горами.

Вскорости мы приехали на парковку перед пещерой, отсюда надо идти пешком минут 40. Так было написано на щите в начале тропы. Но кроме того, на щите было написано, что пещера закрыта в зимний период до 15 мая.

На парковке крутился фотограф, мы его спросили, что кроме того здесь можно посмотреть и стоит ли заезжать в Банску Быстрицу. Он нам сказал, что в Банске только памятники SMB, город не очень интересный и лучше всего ехать в Быстринскую пещеру, которая открыта.

Поехали.

В Банской Быстрице мы повернули на Брежно и скоро, в местечке Slovenska Lupcha увидели на горе недалеко от дороги замок, который довольно красиво возвышался над окрестностью. Надо посмотреть. Я свернул с трассы, по улочке мы проехали в горку и подъехали к закрытым воротам замка.

Замок назывался Hrad Lupcha.

Калитка ворот открылась, из них вышли три человека, и калитка закрылась. Мы подошли к калитке, на ней звонок. Я нажал и нам по-словацки из динамика ответил что-то мужской голос. Марина спросила у него, а не говорите ли вы по-английски ? Нам по-словацки ответили, что скорее всего нет. Потом мужик догадался, чего мы хотим и сказал, что вход каждые полчаса. По-словацки, конечно, но мы поняли.

Оставшиеся 15 минут мы истратили на прогулку по зарослям вокруг замка. Ровно в полвторого калитка открылась, мы вошли, нас встретил тот самый мужик, огромная собака (с ворчанием) и молодая застенчивая девушка, почти девочка.

Мужик усмирил собаку, а девушка нас спросила, на каком языке мы хотим общаться. Русский ее не устроил. Английский вроде как был приемлем. Она подвела нас к кассе, билеты стоили 2 евро с двоих :). Я даже переспросил - с каждого?  -Нет. Съемка - 15 евро. Съемку решили не делать. Вернее, я решил, что буду фотографировать, пока мне не скажут, что это платно. Сделал пару фотографий и мне сказали.

Потом нам раздали тексты экскурсии с фотографиями на русском, девушка взяла себе такой же, только на английском. Дальше экскурсия проходила так - мы втроем подходили к какой-то достопримечательности замка, отмеченной в путеводителе. Девушка читала вслух текст из него на английском, Марина слушала, а я читал текст на русском :). И так прошлись по всему замку. Наш экскурсовод очень волновалась и старалась.

Замок выглядит и внутри, и снаружи очень внушительно, но пока еще весь в стадии заброшенности  с легкими следами восстановления. 10 лет назад его выкупил какой-то частник, и вот уже 10 лет потихоньку его приводит в порядок. Но очень медленно.

По окончании экскурсии, которая длилась минут сорок, я подарил девушке еще 2 евро, она очень стеснялась и сначала отказывалась.

И мы поехали дальше и скоро уже подъехали к следующей нашей пещере. На часах уже было примерно 15 минут четвертого. Как оказалось, в эту пещеру пускают до 15 часов :). Ну не судьба у нас была сегодня относительно словацких пещер.

Зато потом мы поехали в горы по красивой дорожке и приехали на какую-то парковку. Это был лыжный центр и пансион Certovica и от этой парковки (здесь же пара отелей и кафе) были нарисованы разные пешие маршруты. Что ж, почему бы не погулять. Мы оставили машину на парковке и пошли по маршруту на час.

В результате просто по дорожке потихоньку поднялись на седловину Sedlo za Lenivou на высоте 1378 метров, полюбовались видами и цветущим то тут, то там горным шафраном , поиграли в снежки и подышали воздухом.

Прогулка понравилась.

А потом по той же дорожке мимо знакомого местечка Вышня Бока мы приехали в Липтовский Микулаш и пошли посмотреть, что же это за городок.

Он оказался маленьким, центр мы обошли минут за сорок и в общем-то, ничего примечательного, кроме аллеи сакур, ручья на центральной площади, и костела евангелистов мы не нашли. И главная церковь городка Св.Миколаша была закрыта, несмотря на открытые первые двери.

И поехали домой, и пока ехали, все затянуло и начался сначала слабый, а потом все усиливающийся дождь. И под этим дождем  мы сходили в "Три студенички", где я наконец-то попробовал местные аналоги чешских "утоплениц", которые в Словакии называются по-другому. По-моему, вымоченные сардельки, как-то так. Ничего особенного, соленые и холодные сардельки. Но с пивом есть можно.

На долину лил довольно сильный дождь и было не слишком уютно под ним возвращаться домой из пивной домой. И как-то грустно. Но когда пришли, то стало все совсем по-другому - тепло и хорошо :).

День Великой Пасхи закончился. Что-то получилось, многое нет. Может, мы просто забыли покрасить яйца?

06 мая 2013 года, понедельник.

По Деменовской Долине мы накатали   274 км.

Утром попрощались с Зорой, честно говоря, уезжать не особо хотелось. Вчера был дождь и было грустно, а сегодня уже выглянуло солнце, все засветилось и зазеленело.

Но что делать, надо.

Автобан быстро кончился, в Ружембероке я не послушался навигатора, который просился прямо, а поехал вчерашней дорогой налево, на Банску Быстрицу. Мы хотели посмотреть еще одну местную достопримечательность - село Vlkolinec. Село под охраной Юнеско, и это вызывало интерес.

Кроме того, я вчера заметил в Ружембероке заправку, на которой бензин был дешевле всех остальных и даже дешевле, чем в Венгрии. Пока ехал к заправке, все считал, сколько же мне нужно бензина, чтобы доехать до Украины. Выходило 30 литров. Поэтому залил 40 и это получился почти полный бак (наперед скажу, что мы приехали в Берегово через три дня и когда до границы оставалось  километров десять, звякнуло предупреждение о бензине и загорелась красная лампочка. Это было круто :)).

А пока, проехав 7 километров от заправки, мы увидели указатель направо на Vlkolinec. Я повернул и поехал. Сразу развилка, если нет указателей, то я еду прямо. И потом дорожка пошла в горы и в лес, а потом она превратилась в грунтовую между бревен лесоповала, короче кончилась. И никакой деревней тут и не пахло. Пришлось развернуться среди леса и назад на развилку. Здесь вариантов два, один мы уже проверили, поэтому я смело выбрал второй.

И правда, через пару километров появился указатель на Vlkolinec.

Потом дорога пошла в гору, а потом мы приехали.

Перед деревней парковка и касса, вход платный, опять 2 евро. Только уже с каждого.

Деревня начинается примерно в 200 метрах от парковки. Лубочные домики, большинство из которых жилые и помечены словом "Private".  В паре домов устроены музеи деревенского быта. В наших деревнях, конечно, думаю полно домов, в которых так и продолжают жить в том же быте без охраны Юнеско.

Но тем не менее, тишина, спокойствие, горы вокруг раскрашенных домиков, ручей посередине деревни с водяными колесиками - все это вместе делало прогулку приятной. А то, что деревня эта появилась здесь в 14-м веке и существует до сих пор, добавляло ощущений.

Сегодня понедельник и тут практически никого - пара старушек у входа в музеи, мы и пара десятков словацких младших школьников, приехавших на экскурсию и пытавшихся устроить запруду в деревенском ручье откуда-то притащенными камнями.

На входе возле парковки нам предложили купить местного меда и самогонки, но мы почему-то не захотели.

А потом по дороге в Карпатах мы проехали через Банску Быстрицу и я уже начал готовиться с въезду в Венгрию. Но вместо нее мы неожиданно для меня въехали в Банску Штявницу, и Марина велела рулить в центр, потому что это тоже достопримечательность Словакии и ее надо посмотреть. Надо же :).

Банска Штявница - город рудокопов

Поэтому все поехали налево, а я направо -  в центр. И приехал прямо к чумному столбу, вокруг которого устроена платная парковка с непонятной системой оплаты. Как я понял, надо где-то покупать специальные парковочные билеты, потому что паркоматов не было.

Чтобы не мучиться, я проехал дальше метров 300, до тупика за площадью и там под деревцем нашел место для нашего автомобиля.

Осмотр мы начали со старого  замка, который оказался неподалеку.

Вообще, город очень интересен своим пространственным расположением. Он весь на склонах и горках и в нем практически нет прямых дорог, все время либо поднимаешься либо опускаешься.

Мы поподнимались, поопускались, в общем, обошли всю центральную часть городка, только в Новый замок не пошли, ограничились его наблюдением со стороны.

Мне город внешне понравился, у него есть свое лицо.

Когда вернулись на главную площадь к чумной колонне, я оставил здесь Марину, а сам пошел за машиной. Сел в нее, развернулся в узеньком тупичке и тут же полил сильный дождь. Марина ждала меня возле колонны под подъездным козырьком, зонты-то мы не брали из машины. И пришлось ей почти впрыгивать в салон.

Пока выезжали, дождь ослаб. На выезде из города, через пяток километров, замок  святого Антона, барочно-классического стиля. Поскольку дождь прекратился, мы сходили к нему. Правда вход внутрь замка был закрыт, наверное, из-за понедельника. Но во двор мы попали и вокруг замок осмотрели.

А потом ехали по направлению на границу с Венгрией, поскольку нашей следующей целью уже был город Эстергом.

И по дороге нам встречались словацкие села, пострадавшие от наводнений. Воды уже не было, но были поля, сплошь покрытые глиной, такие же дворы около домов, глина на улицах и тротуарах и люди, старательно чистящие все это скребками.

А потом мы проехали через последний в нынешней поездке словацкий город Sturovo, выехали на берег Дуная и не могли здесь не остановиться, поскольку перед нами открылся замечательный вид на первый в нынешней поездке венгерский город Estergom. Вернее, на его базилику Святого Адальберта и ее окружение.

Венгрия  в этом году будет нас поражать своей архитектурой.