< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Венгрия. Эстергом и Будапешт.

Мы проехали через последний в нынешней поездке словацкий город Sturovo, выехали на берег Дуная и не могли здесь не остановиться, поскольку перед нами открылся замечательный вид на первый в нынешней поездке венгерский город Estergom. Вернее, на его базилику Святого Адальберта и ее окружение. Венгрия  в этом году будет нас поражать своей архитектурой.

И кажется, что самые лучшие виды на базилику открываются именно отсюда. Не зря прямо перед мостом со словацкой стороны сделаны специальные парковки и есть откуда посмотреть.

Мост, кстати говоря, сам по себе впечатляет. По-крайней мере, разрекламированный немцами мост "Голубое чудо" в Дрездене нам понравился меньше этого "Зеленого чуда", который правильнее  называется "Мост Марии Валерии".

Я почему-то не смог найти в POI навигатора базилику, поэтому мы поехали наобум. Переехали через мост Марии Валерии, крутнулись влево и тут, почти у подножия базилики я увидел парковку, здесь и остановился.

Как потом оказалось, это получилось довольно далеко от центрального входа. Но это потом. А сейчас мы пошли под холмом, надеясь на наличие лесенки наверх. Но ее не было видно и нам пришлось обойти весь холм вокруг, пройдя около километра.

Зато мы подошли к бесплатному общественному лифту, на котором поднялись на площадь перед базиликой.

А на входе нас начал останавливать служитель, потому что оказывается, что время осмотра базилики уже заканчивалось. Но потом он почему-то сжалился и махнул рукой - проходите.

Очень внушительное сооружение, эта базилика, что снаружи, что внутри.

Потом мы обошли ее  и увидели, что оказывается, лесенка и дорожка к базилике по склону холма есть, мы ее просто не нашли, поскольку проход к ней устроен в узкую щель между домами.

И назад мы спустились по "короткой" дорожке, правда, сначала вдоволь налюбовались видами на Дунай и мост.

От Эстергома до Будапешта ехать недалеко, все время по бесплатным дорогам. Но я все равно купил матрицу за 10 евро на первой попавшейся заправке, мало ли, вдруг куда-нибудь да занесет. Ну и потом  решили, что домой из Будапешта поедем по автобану, так что так и так ее когда-то покупать.

Будапешт

Навигатор нас ввез в Будапешт и мы быстро оказались на набережной и потом на парковке, устроенной на ней, прямо у трапа, ведущего в наш корабль-отель Фортуна

На рецепции нам дали ключ от номера и скидочную 15% карту в ресторан.

Номер-каюта размером меньше чем в Этапе, такого же размера санузел с душем. На стене плоский телевизор, под окном кондиционер. Окно не открывается. Кровати стоят раздельно, хотя в брони была указана одна большая кровать. Подушки на кроватях маленькие, толщиной сантиметра два, спать на такой проблематично.

Но еще одну такую подушку мы нашли в шкафу, а еще одну выпросили у администратора. Кровати тоже легко сдвинулись в привычный нам вариант, так что все устроилось.

С парковкой разобрались не сразу. На паркомате увидели, что стоимость часа примерно 0.6 евро (150 форинтов), с 18:00 до 8:00 бесплатно. Примерно 300 форинтов у нас с собой было и этого хватило до 9:30 завтрашнего утра. Потом мы на рецепции спросили, нет ли парковки подешевле и оказалось, что есть. Та же самая. Просто если заплатить 525 форинтов, то оплачиваются сутки. И получается совсем недорого - 2 евро в сутки.

Такой вариант мы оставили назавтра

Ужин мы  организовали в номере (организовала Марина, а я его съел и выпил :)) , из купленного по дороге, а после ужина пошли на первую прогулку. Рядом с нами мост Маргит, соединяющий одноименный остров  с двумя берегами. Вот по нему мы и прошлись, полюбовавшись  красивейшими вечерними видами столицы Венгрии.

А на острове мы удивились обилию бегунов. Вдоль берега устроена самая настоящая беговая дорожка и по ней все бегут, бегут, бегут.... Даже захотелось тоже так.

День на этом закончился.

Проехали сегодня   300 км.

7 мая 2013 года

Завтрак в стиле "шведский стол" сервируют в трюмовом ресторанчике. Довольно уютно. Наполнение продуктами на наш взгляд очень достойное, в наличие кофемашина с 5-ю или около того разновидностями напитков. Короче, мы наелись до отвала и потом еще немного :). Из расчета " на весь день"

Потом я на навигаторе посмотрел, где тут есть поблизости банкомат, он оказался в 300 метрах, сходил к нему и снял 50000 форинтов. При этом все время боялся ошибиться в количестве нулей, много раз проверяя себя на калькуляторе. Но в результате не ошибся и из ящика мне вылезли 5 бумажек солидного вида и с еще более солидными числами.

Как раз вовремя я вернулся к отелю, только мне совсем незачем было совать в паркомат 10000 форинтов - мы столько дней здесь жить не собирались. Выручил администратор, который с легким недовольным ворчанием разменял мне эту бумажку, выдав кучу мелочи.

Парковка была оплачена вовремя, и кстати, в Будапеште практически возле каждой парковки отирались контролеры в желтых жилетах, с рациями и какими -то приборами.

Пока я занимался деньгами, Штурман разработала сегодняшний маршрут. Мы сегодня смотрим Пешт в пешем варианте. Маршрут у нас получился такой - Парламент, Базилика святого Иштвана, проспект Андраши, площадь Героев и парк Варошлигет,  Сеченские купальни (снаружи), на метро к Дунаю, синагога и по набережной домой.

Парламент поражает своей грандиозностью, я таких сооружений кажется еще не видел. Он безусловно доминирует над центром Будапешта и над всеми видами Дуная.

Правда, венгры затеяли вокруг Парламента серьезный ремонт, разломали всю площадь около дворца и ни зайти туда, ни подойти нельзя. Поэтому мы ограничились его обходом со стороны ремонта (фотографии будем делать потом, с обратной стороны) и пошли к направлению на Базилику св.Иштвана.

На каждом перекрестке в Будапеште довольно назойливо предлагаются билеты на экскурсионные автобусные маршруты на день или два. Их два варианта - синий и розовый. Алгоритм такой же, как во многих столицах. Покупаешь билет, например, на 2-е суток и пользуйся. Можно выходить и заходить на любой остановке, на зеленом (длинном) маршруте предлагается озвучка на русском, на розовом - только на английском и немецком.

К зеленому 2-х дневному билету еще в довесок идет прогулка на пароходике по Дунаю.

Но мы пока пешком.

Будапешт, конечно, впечатляет огромным количеством монументальных зданий и дворцов, только отойдешь от одного комплекса или дома, как тут же возникает другой.

По мере перемещения между выбранными заранее объектами перед нами возникали неожиданные. Это и забавный мостик, на котором Марина постояла вместе с Имре Надем, потом мы с Рейганом пообщались в совместной прогулке.

Так незаметно мы вышли на площадь с базиликой Святого Иштвана. Это самое высокое здание Будапешта, 96 метров. Вернее, если быть точным,  зданий такой высоты здесь два - Парламент и базилика одной высоты. Наверное,  специально, чтобы никому не обидно было.

На верх базилики поднимаешься  на лифте, но только до середины всей высоты подъема. Причем, мы сначала поднялись на лифте в музей, оказалось, что дальше дороги нет и после осмотра местных сокровищ надо спускаться. А потом на другом лифте уже поднялись под купол. Вернее, сначала поднялись, а потом половину протерпели пешком по крутой лестнице. Перед лестницей висит объявление примерно такого содержания: "Мы за вас не в ответе, если Вы решили туда лезть на свой страх и риск, то и лезьте, но потом не жалуйтесь".

Зато вид на Будапешт от купола стоил того, чтобы сюда залезть. Мало того, что красиво, мы еще и сориентировались, где тут что.

А потом спустились и пошли уже в саму базилику. На входе стоит служка в рясе и урна для пожертвований, на которой написана желаемая сумма - 200 форинтов. Я хотел так пройти, Марину вперед пропустил, а сам следом. Не люблю платить за вход в соборы. Но служка запротестовал, как это без денег... Пришлось монетку в 200 форинтов все же кинуть в урну, т.е. только Марине удалось пройти по нашему принципу :). Но я ему все равно сказал, что пожертвования отличаются от платы за вход именно своей добровольностью. Не уверен, что он понял по-русски :).

Внутри базилика похожа на Эстергомскую, может немного ей уступает в размерах. Удалось даже найти раку с мощами святого Иштвана. Если кинуть рядом с ней в аппарат монетку, то рака подсвечивается для фотографирования. Еще можно не кидать, а немного подождать. Результат получается такой же.

Таким образом, мы посетили все три самые большие и знаменитые базилики Венгрии - Эгерскую, Эстергомскую и Будапештскую.

Затем длинная прогулка по  прямому проспекту Андраши, на которой нас немного смочил дождь, оправдывая необходимость таскания зонтов в течение дня.

На проспекте, кроме опять же красивых монументальных домов, запомнилась скорбная стена на "Доме Террора", посвященная жертвам репрессий коммунистического режима 56-го года.

Заканчивается проспект грандиозной площадью Героев (Hősök tere).

Здесь, как впрочем  и везде в Венгрии, остро ощущается любовь венгров к своей культуре. Как удалось маленькому народу сохранить ее в середине Европы практически в неприкосновенности, при том, что их язык и письменность резко отличаются от всех окружающих.

На площади пришлось довольно долго ждать, когда схлынет толпа китайцев, фотографирующаяся во всех своих возможных сочетаниях на фоне памятников. Толпа была довольно большой, наверное, целый автобус, поэтому сочетаний было много :).

Сразу за площадью начинается парк  Варошлигет, в котором моментально внимание переключается на замок с замечательным не только видом, но и названием - Вайдахуняд.

Позади замка пруд, на берегу которого устроен солярий. Здесь нам было самое время посидеть, отдохнуть и перекусить яблоком, оставшимся от завтрака. Затем мы зашли в купальни Сечени, осмотреться. В красивом вестибюле сразу же подлетают менеджеры и начинают завлекать. Надо сказать, что мне. конечно, хотелось поддаться, на этом прекратить на сегодня трудную судьбу пешехода и начать жизнь сибарита, но нет. Рядом со мной было кому направить меня на путь истинный - вперед, на город.

Единственное, на что мне удалось уговорит Штурмана - это совершить перемещение к следующему пункту на метро, поскольку снова топать назад по проспекту, даже и по его другой стороне, было не очень заманчиво.

Билеты в метро продают тут же, либо в непонятном автомате, либо в кассе. Там тоже разные варианты, есть 3-х минутные билеты (на одну остановку?) и разовые за 350 форинтов. Я просто сунул деньги в окошко, показал на нас двоих и получил два разовых билета за 700 форинтов (100 наших рублей).

Потом мы пометались от одного направления к другому - очень не хотелось уехать неправильно, а найти нужное название в череде других здесь довольно сложно. Поскольку входы в метро для разных направлений разные, то мы сначала зашли не в тот :).

Только в метро я почувствовал, как далеко мы утопали по проспекту, потому что ехали назад мы довольно долго, остановок 6 или 7 :).

Приехали мы на площадь Вёрёшмарти   (Vörösmarty tér) , здесь внимание Марины сразу же привлекло кафе Жербо как антуражем, так и набором предлагаемых сладостей. Я даже начал уговоры на "посидеть". Но нет, мой Штурман дал согласие только на пару порций мороженного в уличном ларьке, которое мы съели, сидя на парапете возле местной скульптуры.

Синагога выглядит очень нарядно и красочно, но цена на ее посещение 2250 форинтов  не укладывалась в наше представление о ценах на билеты. И мы ограничились осмотром здания снаружи и Дерева Памяти через прутья ограды.

В принципе весь запланированный маршрут мы выполнили, вышли на набережную Дуная в районе моста Эржбет и по набережной пошли к отелю. И это было хорошо, потому что, во-первых, мы насмотрелись на виды Буды, во-вторых, нечаянно наткнулись на запоминающийся  памятник утопленным фашистами евреям на берегу, в-третьих, посмотрели на парадную сторону грандиозного Парламента вблизи.

И оказалось, что идти нам не очень далеко, чуть больше получаса. И у нас еще есть немного времени для поездки в Ашан, где мы купили себе на ужины и домой токайского вина, а сыну пару футболок в Ньюйоркере при Ашане.

И в полдевятого мы уже вернулись назад. Осталось организовать себе ужин. На подоконнике в номере лежала скидка в местный ресторан, она манила и мы пошли. Потом мы уже узнали, что они накрывают столы или во внутреннем помещении, если прохладно или дождь, или на верхней палубе, если погода позволяет. Сегодня кормили во внутреннем зале. Мы были практически одни. Очень заботливый метрдотель все время пытался поговорить с нами по-русски, и меню тоже принес с русским переводом, правда, как он сам же сказал: "Не хорошо". Т.е. с ошибками :).

В результате Марина заказала себе куриное блюдо, а я какое-то венгерское национальное мясо. Все было очень вкусным и в более чем достаточном количестве. Почему-то, наверное, по инерции после Словакии, все это запивалось местным пивом Дрехер. Но оно было, на наш профанский взгляд, неплохим.

За окном проплывали кораблики, с Марининого места был виден светящийся мост Маргит, и вечер получился отличным.

Стоимость ужина с учетом скидки что-то около 7500 форинтов. Тоже неплохо, только официант утащил нашу скидочную карточку и не вернул.

8 мая 2013 года

Ноги устало болели уже с утра :). У меня еще разнылась коленка, наверное, последствие холодноватой и сырой погоды в Словакии. А может, просто возраст уже для этого стал подходящим.

Но завтрак от этого не отменился. Правда, сегодня почему-то не было такого разнообразия паштетов, как вчера, но я не думаю, что это они так вчера к нашему приезду готовились. Ну и аппетит после сытного ужина еще не нагулялся. Но поели все равно плотно и вкусно и кофе напились всякого разного.

Сегодня у нас в планах осмотр Буды. Я, правда, поныл слегка для порядку про купальни, что это было бы очень полезно для суставов и усталых ног, но нытье это всерьез никем не было принято и мы пошли.

Понятно, что пешком. По мосту Маргит на правый берег, потом по набережной дошли до точки, примерно расположенной напротив Рыбацкого Бастиона, подивились на величественный Парламент и поднялись наверх к Будайской крепости. Здесь замечательные улочки с красивыми ухоженными домиками и намного душевнее, чем во вчерашнем имперском Пеште.

Так что если есть любители романтических прогулок - то им из Пешта сюда, в Буду.

Зато бастион сразу же встречает огромным количеством народа и всевозможных архитектурных изысков или намеков на них.

Вход на верхнюю галерею бастиона и в церковь Св.Матьяша платный, кассы рядом. Мы пока воздержались. Но мне кажется, что  виды на Дунай и Пешт с бесплатных обзорных точек, которые расположены на три метра ниже платных, не хуже.

Потом в магазине марципанов купили несколько разных фигурок в качестве сувениров, обошли весь бастион по периметру, нашли остатки старой стены, вокруг которой все восстанавливалось и пошли к Королевскому дворцу , вспоминая по дороге нашу прогулку здесь 10-ти летней давности.

Как все же быстро летит время.

А потом мы спустились с дворцового холма вниз, к Дунаю и вышли на площадь Адама Кларка прямо к нулевому километру и конечной остановке туристических автобусов. И не устояли - взяли билеты на короткий "розовый" маршрут и поехали на верхнй открытой площадке вокруг центра Будапешта почти все время по берегу реки. Посмотрели то, до чего не дошли, просто отдохнули. Примерно за час автобус совершает полный круг. В процессе движения экскурсовод на английском языке (а если попросят, то еще на немецком) рассказывает об основных достопримечательностях, мимо которых мы проезжаем.

На конечном пункте (там же, где садились) мы пересели на такой же следующий автобус и проехали снова полкруга до Центрального Рынка, потому что он привлек нас своей архитектурой. Ну и интересно было там потолкаться.

И правда, здание и снаружи и внутри очень интересное. Внутри бесконечные ряды лавочек и магазинчиков, торгующих в основном национально-сувенирной продукцией и продуктами.

Здесь мы купили какие-то сувениры, выпили по кружке пива  и не успели на следующий автобус, на котором хотели доехать поближе к отелю. А следующий через час и мы потопали пешком :).

Зато вышли нечаянно на улицу Vaci, которая на самом деле сама по себе является достопримечательностью. Ничего особенно запоминающегося здесь нет - пешеходная улица, наполненная магазинчиками, сувенирными торговцами, ресторанными зазывалами - всем тем, чем наполняется любое туристическое место в городе. Но улица имеет шарм и душу и приятна для прогулки, даже несмотря на нашу некоторую усталость.

И потом последний раз в этом месяце :) мы прошлись по набережной до дома, возле которого со скучающим видом стояла наша машинка.

Ужин сегодняшний мы решили сделать себе подарком. Вернее, сначала на всякий случай узнали про скидки у администратора нашего отеля. Он сказал, что скидка в их ресторан дается только один раз за поселение.

Тогда этот ресторан отпал и мы решили сходить на развлечение, которое называется Trofea Grill. Это ресторан по типу почти AI, в нем платишь не за количество выпитого - съеденного, а за время. Т.е. дается 3 часа и за это время ты должен суметь попробовать как можно больше вкусного. Еду можно запивать красным или белым вином любой сухости, пивом и даже шампанским. Тоже сколько осилишь.  Эту систему ресторанчиков нам хвалили за хорошее качество еды и обслуживание. И тем более, что один из них оказался от нашего отеля недалеко, метров 800.

На входе нас встретил услужливый молодой метрдотель. Стоимость ужина стандартна - 5500 форинтов с человека. Это, конечно, не мало, но с учетом того, что мы смогли себе позволить, мне кажется, заплаченные деньги окупили себя с лихвой.

Во-первых, огромное количество закусок, как рыбных, так и мясных, в том числе паштеты. Во-вторых, огромное количество готовых горячих блюд, причем даже таких, как жаркое из кабана. В -третьих, наличие живого повара за специальной стойкой, который прямо при тебе готовит выбранное блюдо на плите. Показываешь ему на желаемые куски сырого мяса,  рыбы, ракообразного или молюска и он это жарит.

Самое сложное - это не объесться, потому что все это хочется. Наконец-то я попробовал здесь мясо тунца. Оказалось, вкусно.

Никакого пива или шампанского мы не стали, а запивали еду сухим белым или красным вином, в зависимости то еды. Вино довольно неплохое, совсем не похоже на щедро разбавляемые водой напитки в отелях AI. Красное, кажется, Бикавер, белое что-то из шардоне. Вино официант нам носил сначала в бокалах на подносике, а потом ему надоело их таскать и он принес два графина :).

Но все равно объелись :). И 3 часа не высидели, потому что уже не могли ни есть, ни пить. Но не досидели всего с полчаса :).

Оплату этого аттракциона надо делать по результату. Все по-взрослому - официант приносит книжечку со счетом, в котором указана заранее известная нам сумма и туда мы положили наши 11000 форинтов и еще немного для официанта. За то, что он все время пытался с нами говорить по-русски, произнося "спасибо" после каждой убранной с нашего стола тарелки :).

Может быть, меня кто-то станет корить, что мы выбрали не аутентичный ресторан, что "все включено" это китч. Но нам понравилось и мы вспоминаем этот тяжелый и одновременно забавный праздник живота с удовольствием.

На этом практически закончился этап "Будапешт". Осталось переночевать, а завтра начинать возвращение домой.