< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Хорватия - наше всё. Борак наше всё во всём

9 августа, суббота

Запахло сладко и пряно от цветущих деревьев. Это означало, что мы приехали в Хорватию. Может быть странно, но этот запах нас стабильно встречает каждый раз именно на границе в Горичане, он кружит голову и одновременно успокаивает - вы дома.

Навигатор нам прогнозировал какое-то нереально ночное время приезда в Омиш, если мы поедем по бесплатным  дорогам, Штурман строго скомандовала - на автобан, и я подчинился. Хотя внутри ворочались жаба и червячок сомнения. Казалось, что если я вот возьму и поеду быстро-быстро по пустым бесплатным дорожкам, то и приеду вовремя.

Но тем не менее, есть приказ и мы выскочили на автобан. Пункт оплаты раньше был намного дальше от границы, теперь же он нас встретил практически сразу. Сначала было все хорошо, пусто и быстро, хотя по сравнению с нашим первым приездом на машине в Хорватию, когда нас встретило черное полотно нового автобана с яркой разметкой, сейчас его состояние начинает ухудшаться, то и дело встречаются участки ремонтов.

А не доезжая Карловаца мы уткнулись в пробку на пункте оплаты, не очень длинную, суперпробка была нам навстречу и стояла мертво. Мы же просто очень медленно ехали и так продолжалось, как ни странно и к нашему сожалению, и после шлагбаумов оплаты.

Потом понемногу разогнались, а вот пробка навстречу была явно многочасовой на пару десятков километров, если не больше.

Но все равно быстро не удавалось ехать  практически нигде. Все время плотный трафик, то и дело все собирались в кучи, потом рассасывались.

Второй серьезный раз мы встали возле тоннеля Svety Rok. Тут все было хуже, ползли долго, медленно и нудно. Плохо было смотреть с горки на безрадостную череду машинок, уходящую вниз и вдаль к горизонту. Из низин картина более оптимистична, потому что надеешься на лучшее - сейчас вылезем на горку и там свободно :).

Пару раз навигатор, чувствуя свою некоторую вину и наше медленное перемещение, предлагал нам съехать. Но я не решался.

А после тоннеля мы все же хорошо разогнались и ехали уже до Сплита довольно таки весело. За Сплитом выехали на нашу любимую Ядранскую трассу, вокруг море, сосны, горы и цветы и около 19 вечера мы уже остановились рядом с нашим апартотелем Sidro. Он стоит практически на трассе, отделяется ей от песчаного пляжа.

Омиш

Хозяйка показала нам номер - большой и прохладный, с небольшой кухонькой возле двери, сплит- системой и лоджией, с которой даже видно море. И трассу тоже видно.

Я перетаскал вещи и, пока Марина готовила быстрый перекус, сбегал на море и впервые за два года плюхнулся в соленую воду и с удовольствием поплавал. Хотя пляж здесь не очень хорош. Да, песок, но вода не слишком прозрачна и очень мелко, почти Балатон. Метров 100 я брел по пояс до места, где можно поплавать. Но все равно хорошо :).

А потом, слегка перекусив и одевшись наконец по-курортному, мы пошли гулять по морскому городу пиратов Омишу.

От апартотеля Sidro до центра Омиша чуть больше 2-х километров и наблюдался очевидный поток туристов, идущих вместе с нами в одном направлении. Идти надо вдоль все той же трассы - вся жизнь здесь клубится между трассой и морем.

По дороге мы прикинули, сколько нам может понадобиться местных наличных денег и, не откладывая в долгий ящик, вынули требуемую сумму из первого же встреченного банкомата.

Чем ближе к центру, тем больше плотность туризма и туристов. Мы до этого тоже были не в самых уединенных от туристов местах, но плотность здешней толпы начала нас напрягать.

Тем не менее мы прошлись в сторону ущелья, потом по узким очаровательным улочкам поднялись наверх, к смотровой башне, но лезть туда не стали, потому что поняли, что тщательно осматривать городок мы будем завтра.

И после этого взвешенного решения сосредоточились на теме ужина. Почему-то у нас в голове созрела идея поесть пиццы. Хотя я догадываюсь, почему. В условиях местной дороговизны это была почти единственная вполне приличная еда, соответствующая местному колориту. И почти все ели именно эту самую пиццу.

Но как оказалось, найти место, устраивающее нас, оказалось непростым занятием. Все столики на всех улочках были заняты, счастливчики с довольными лицами не спеша лопали свои пиццы и запивали их пивом из запотевших бокалов. И только через пару кругов мы нашли наконец-то столик на самом туроходе и у нас взяли заказ.

Марина чувствовала себя здесь некомфортно просто из-за постоянных людских мельканий в боковом зрении. Но тут на наше счастье освободился столик того же ресторанчика, но в боковом проходе и мы переметнулись туда с разрешения официанта. А дальше все было как у всех. Пицца не была шедевральной, пиво обычным, но все равно было вкусно. И потом у нас еще осталось немного времени сыто прогуляться по улочкам, дойти до дома и посидеть немного на лоджии. А ведь неплохо тут. Но это не наше, слишком суетно и тесно.

Ночью дул сильный ветер и что-то шумело и немного гремело на лоджии, но мы заленились  вставать. Обычное дело - море, ветер...

10-16 августа. С воскресенья  по воскресенье

Утром Марина вспомнила, как готовят завтраки и надо сказать, получилось это у нее, кажется, получше, чем во многих отелях. Завтрак мы сервировали на лоджии, но когда уселись за стол, то оказалось, что солнце здесь печет и светит намного сильнее, чем в Чехии и прямо мне в глаза.  И пить кофе, закрывая их рукой, неудобно, а бейсболку я дома забыл. Марина, кстати, тоже забыла дома свою морскую шляпку.

И тут я вспомнил, что вроде бы вчера видел на лоджии сложенный зонт, вставленный в свой постамент. Но сейчас остался только постамент и мне стало понятно, что ночью тут шумело. Кажется, ветром унесло наш зонт.

Я спустился во двор с проверкой и обнаружил стоящий сиротливо в уголке ограды зонт, но было непонятно, наш это или чей-то еще, поскольку он стоял довольно неопределенно относительно нашего входа и как-то не очень подходил к постаменту с лоджии.

Сразу вспомнился смешной случай из нашей жизни периода наивного начала заграничного туризма. Мы отдыхали в 2002-м году в  хорватском Порече в отеле, ничего еще не знали про заграничные отдыхи и ничего не понимали, но всё жутко нравилось и умиляло. В первый же день какая-то русская женщина нам сказала, что в отеле под лестницей куча отельных принадлежностей свободного доступа для купания и загорания - подстилки, надувные матрасы и т.д. и т.п. и она этим всё время пользуется. Надо же, обрадовались мы, какой тут сервис. И тоже стали пользоваться, потому что с собой у нас практически ничего этого не было. Каждое утро мы после завтрака спешили под лестницу, выбирали себе что получше и на этом загорали весь день и купались. А днем всё приносили и аккуратно складывали назад. И так два дня. На третий Илюшка выбрал себе огромное ярко-жёлтое надувное кресло, поставил на берегу под дерево  и начал на нём нежиться и качаться. Но где-то через час примчался мужик, судя по всему немец, и начал на нас по-немецки что-то орать и кресло из-под Илюшки тащить. Я сначала не понял ничего и хотел его прогнать, но потом Марина мне объяснила, что это кресло вроде как его собственное и мужик  не совсем доволен таким фактом нашей бесцеремонности.

И мне стало понятно, что мы просто каждое утро успевали взять нужное раньше его хозяев :). Мы, конечно, извинились, немец победно утащил свое кресло, а мы потом долго смеялись и днем купили себе уже свои собственные подстилки.  Только Илюшка слегка обиделся, потому что кресло ему понравилось, а кресло мы покупать не стали.

Не хотелось мне, чтобы кто-то снова пришел к нам за своим имуществом, но уж очень было хорошо завтракать на лоджии в тени и не совсем хорошо на солнце, и я взял зонтик и развернул его над столиком.

А после завтрака отнес его назад. Надеюсь, что это все же был наш зонт или его хозяева еще не собрались до этого момента на пляж. Пусть будет так :).

Собрались мы часов в 10, расплатились с хозяйкой и поехали на экскурсию в город, поскольку до нашего основного места ехать оставалось меньше двухсот километров, и время у нас было.

Омиш

Но сначала прокатились по ущелью Цетины. Может быть, надо было проехаться как-то не так или залезть куда-то. Но красивым нам каньон показался только в его начале, а потом обрывы сглаживаются и зарастают и это просто река в горах. Проехались мы вдоль неё километров двадцать, посмотрели рафтинговые места, я умылся в горной речке и вернулись назад.

На подъезде к городу отвесные скалы ущелья облюбовали скалолазы, мы некоторое время смотрели, как две девчонки бесстрашно ползали по стенам на нереальной для нас высоте. Если присмотреться к нашей фотографии скалы слева от этого текста, то этих девчонок можно даже рассмотреть.

В городе найти место для паркинга не удалось и я поставил машину в начале все того же ущелья, метрах в трехстах от  исторической части города. Там большая бесплатная парковка (43.44719,16.694798), но почти все места на солце, наше тоже.

Утром в городе было явно лучше хотя бы потому, что почти не было народа. Мы спокойно прошлись  по узким крутым улочкам, залезли на смотровую башню, возвышающуюся над городом и морем. С нее открываются отличные виды и тут уже стала просматриваться "наша" Хорватия - солнце, море и горы. И захотелось все это скорее впитать. Поэтому в машину и вперед.

По дороге в Макарске мы заехали в знакомый нам по 2004-му году довольно большой гипермаркет Super Konzum (43.286031,17.032786) на выезде из города, накупили здесь еды практически на всю будущую неделю.

Границы с Боснией перед Неумом я немного опасался, думал, что будет пробка из-за отмены упрощенного статуса тамошних пограничных пунктов. Но ничего подобного, машин немного, пограничник нам просто махнул - проезжайте. В Боснии я заправился, таким образом обошелся без хорватского бензина. Пока обошелся. В Боснии бензин самый дешевый на маршруте после Белоруссии - 1.25 евро и  я, конечно же, залил полный бак. На всякий случай. Потом снова граница и снова проезжайте. День открытых дверей :).

И вот уже волнительный для меня момент - это поворот с Ядранской трассы на Пельешац. Мы почти на месте, это наш полуостров. Вспоминался почти каждый поворот и ехалось легко и быстро. Марине даже пришлось меня немного приструнить, когда я начал подпирать на трассе других, так мне хотелось скорее приехать на место.

Но сначала мы заехали к Иво в Потомье в его винный погребок, потому что мне не хотелось его потом напрягать доставкой вина, а без его вина отдых здесь был бы неполноценным.

Почему-то я был уверен, что Иво Виолич тоже это просчитал :) и ждет нас здесь, так и вышло.

Иво вышел к нам и обрадовался, как родным, если не больше. И мы ему обрадовались тоже. Долго разговаривали, вспоминали. Оказалось, что его жена Скарлетт с зимы вместе с детьми живет в Праге и Иво управляется здесь без нее, очень тоскует. Слово за слово, так разговорились, что Иво предложил нам пойти за стол, достать вина и продолжить разговор уже за чашей. Хотелось, конечно, но мы удержались, перенесли душевные беседы на потом, взяли у Иво его замечательного разливного вина, он подарил еще бутылку своего знаменитого "Дингача" и мы, расчувствовавшиеся донельзя, поехали в тоннель, из которого светило солнце и блестело фиолетовой лазурью море, поехали в свой "Рай в дырке".

Борак

Налево из тоннеля, потом вниз, направо по указателю на винную бочку, веселый серпантинчик в несколько языков среди виноградников, узенькая центральная, она же практически единственная улочка, домики и дома по бокам, площадка с соснами и платанами и итальянским ресторанчиком, направо и вверх 30 метров  и вот наша парковка и есть свободное место под зеленым живым навесом. Борак!!! :).

Ага, вижу, что здесь навелся порядок - над каждым парковочным местом появилась табличка с номером апартамента и свободен как раз наш. Правда немного узковато для нашего кораблика, но я все равно втиснулся несмотря на то, что под колесами все время крутилась какая-то старушка, немного мешая моим маневрам.

Старушку сопровождал соответствующий ей по возрасту спутник и тоже мешался, но с другой стороны.

Мы на них особо внимания не обращали, поставили машину, вынули первые сумки из багажника и пошли в "свой" номер. Ключ торчал в двери, открыли, поставили сумки на пол. Ура!!!

Как же здесь все нам знакомо и хорошо. Марина сбегала на лоджию посмотреть на любимый вид, а я притащил остальные вещи.

Терпенья практически хватило только быстро натянуть купальники, схватить полотенце и бегом к морю. Но на выходе к нам подошла все та же старушка и представилась - я мама Иво, а сзади его папа :). Стало понятно, чего они вокруг нас вертелись. Удивлялись, наверное, что это за бесцеремонные такие, подъехали, заняли место, заняли номер... А мы- то почти дома :).

А море нас просто поразило. Такого теплого не было здесь ни разу за все наши приезды, и при этом гладкая гладь и прежняя кристальная прозрачность. Удовольствие от того плавания я просто не могу здесь описать. И скажу заранее, вода здесь продолжала быть такой по температуре всю неделю нашего отдыха, а вот зеркально гладкой только два первых дня. Но это море, а не лужа и здесь не должно быть всегда одно и то же, на то оно и море. Да, было пару раз, когда и далеко заплыть из-за волн не получалось, но в основном все было очень комфортно и море позволяло нам уплывать далеко от берега и плавать в удовольствие и подолгу. Особенно до обеда.

Но вернемся из воды на сушу. Сегодня мы решили отпраздновать наш приезд походом в местную конобу. Напомню, если кто не читал наших предыдущих рассказов  - здесь два ресторанчика, один рядом с нами с итальянским уклоном, а второй на выезде из Борака, метрах в трехстах от апартамента и там нам всегда нравилось больше. Очень душевно, столы стоят под огромными соснами, никаких навесов, стен и крыш, официанты - местные ребята, которые днем купаются вместе с нами или возятся со своими лодками на берегу.

Но вот незадача, мест в конобе свободных нет. Мы походили, походили между столиками, и уже я отчаялся и собрался предложить уйти к  итальянцам, как нас позвали за свой стол молодая пара с маленьким ребенком, как потом оказалось, поляки и тоже из нашего дома :).

На ужин у нас вариантов не было, потому что это уже было оговорено полгода назад и не один раз. Только мюшели (хорватское название мидий) с белым холодным домашним вином и свежайшим белым хлебом.  Здесь их готовят в чесночно-томатном соусе с тем же хлебом.    Ух, как это было вкусно, есть этих моллюсков, макать хлеб в соус и все это запивать вином и смотреть на звезды,  сосны и друг на друга.

Опять размечтался, хоть бросай про все это писать :).

Но на этом вечер не закончился. Как он мог закончиться без посиделок на лоджии сначала на закате, а потом под усыпанным крупными звездами небом. Тишина и тепло, слегка шуршит море, в бокалах отсвечивает рубином вино.

Вот за этим мы сюда и ехали.

Дальше все было здорово, но читателю не интересно. Мы нежились в теплом воздухе (всю неделю была  почти одинаковая температура днем 28-30 градусов и 25-26 ночью), плавали в теплом чистом море, иногда с волнами, сидели в тени огромного дерева на берегу или гуляли по берегу. Никакой одежды, кроме купальной, нам практически было не нужно.

У меня обычно купаний было за день на одно больше, чем у Марины, потому что я бегал плавать еще и утром, до завтрака перед умыванием. В это время вода самая гладкая, хотя и немного прохладнее, на берегу никого, только я, да иногда приходил местный уборщик с большим пластиковым мешком и собирал оброненный вечером мусор.

Марина кормила нас вкусными завтраками и ужинами, и еще один раз мы ходили в ту же конобу за теми же мюшелями. Про это все же будет рассказ ниже.

В среду с утра немого посмурнело, на горизонте показалась тучка, ветер начал трепать кусты вокруг дома и я сразу же предложил Марине выполнить еще один наш долг перед Хорватией. Мы ни разу не были на Корчуле и соответственно не посещали одноименный город. Хотя попытку такую раньше делали, но безрезультатную.

Корчула

Марина недолго в душе поборолась с собой и мы поехали. До Оребича ехать минут 30, с позапрошлого года мы кое-что помнили, поэтому не стали соваться в порт, а поставили машину на центральной улице под деревом (42.97656,17.171934) напротив порта и по узенькой поперечной улочке спустились к морю. И здесь как раз заканчивалась посадка на кораблик в Корчулу, так что пришлось даже немного пробежаться. Билеты продают при посадке, мы устроились на верхней палубе и только успели отдышаться, как уже и отчалили. Плыть тоже совсем недолго, минут 20 и вот наш кораблик уже маневрирует в заливе старинного городка с внушительными белыми крепостными стенами и башнями. Красное и белое над морем -  цвета Хорватии.

Это один из самых старых городов Адриатики, на его месте сначала было древнегреческое, а потом римское поселение. С XI века по XV город переходил из рук в руки и им управляли то Дубровническая республика, то венецианцы, то венгры, то Генуя. Здесь в 1254-м  году родился Марко Поло, в 1298-м году состоялось морское сражение между венецианцами и генуэзцами, Марко Поло в нём участвовал на стороне первых, был захвачен в плен и отвезен в Геную, где и надиктовал в тюрьме записки о своих путешествиях.

Потом город долго был в составе Венецианской республики, годок побывал Францией, захваченный Наполеоном, потом  Черногорией, поскольку черногорцы вместе с русскими его от французов освободили, а после окончания войны с Наполеоном почему-то отошел к Австрии. Победили тут вроде мы, а выгоду получили австрийцы :). Впрочем, ничего необычного.

Во время второй мировой город оккупировали итальянцы и только после ее окончания он отошел к Хорватии и так тут и остался сначала в составе СФРЮ, а потом уже чисто в Хорватии.

В старом городе практически все выстроено в венецианские времена, основная его достопримечательность - это собор Св.Марка начала 14-го века. Как ни странно, Юнеско город еще не включила в свои основные списки и держит в предварительных. Руки не доходят.

Мы с удовольствием погуляли по узким городским улочкам, залезли на башню собора, откуда открываются замечательные хорватские виды. На башне как раз начали бить колокола, несколько оглушая и одновременно удивительно гармонично вписывая свои звуки в окружающее.

Очевидно в городе влияние и распродажа имени Марко Поло. Все магазинчики и ресторанчики так или иначе связывают себя с ним, трудно увернуться. Есть музей его имени в доме, где он родился, мы не пошли.

А кофе за столиком на стене крепости под соснами показался нам очень вкусным и приятно было посидеть в тени, чувствуя как тебя слегка обдувает морской ветерок.

От старого города вдоль моря идет замечательная набережная с пальмами, по которой очень хорошо гулять и смотреть на красивый городок. Только вот купаться и отдыхать здесь мне бы не хотелось. Пляж тут есть прямо под набережной, но его размер 3 метра на 20 не внушает оптимизма. Хотя как везде возле моря - если есть кусочек берега, где можно позагорать и зайти в воду, значит, на нем будут загорающие и купающиеся.

Можно было и еще здесь гулять и гулять, но мы решили, что пора домой и в 3 часа, съев по порции мороженого, сели на обратный кораблик. Потому что захотелось уже поплавать в "своем" море.

А вечером, для усиления эффекта мы снова пошли есть мюшелей в конобу, при этом еще в Корчуле мы посчитали, сколько нам надо на это кун и я даже поменял 5 евро, потому что немного не хватало на мороженое и ужин.

Сегодня нам достался отдельный столик. Официанту мы гордо, на правах постоянных посетителей, не заглядывая в меню, заказали две порции мидий и графин домашнего белого вина. Но молодой человек нас немного огорошил, сказав, что сегодня у них домашнего вина нет, все выпили, а нового не завезли. Есть вино в бутылках, оно, правда, дороже, но хорошее и нам понравится.

А если вы вспомните,  у нас уже все было посчитано и куны я практически держал в потном кулачке.   Опа-на, вот это приплыли :(.

Видя наше замешательство, официант спросил, в чем дело и Марина ему честно сказала, что вот есть у нас 165 кун и все. А мюшели стоят 120, но есть их без белого, хорошо охлажденного вина нам не привычно и мы опасаемся, что не будет ожидаемой гармонии вкуса.

Тогда официант, немного подумав, сообщил, что "можно". Хватит. И праздник удался. И вино оказалось действительно вкуснее разливного и мидии сегодня были еще лучше прежних.  А после ужина я отдал парню все приготовленные куны, а потом еще высыпал из кошелька все до липочки хорватские мелкие деньги, которые у нас были и которые мы возили туда-сюда несколько лет. Вот так, в первый раз мы вернемся домой из Хорватии без единой липы.

Не означает ли это, что в Хорватию мы больше не приедем? Не хотелось бы так думать.

Оставшиеся два дня погода снова стала стабильно-теплой и почти безветренной и мы просто добирали удовольствий от природы. И вдруг наступило воскресенье 17-го августа и настала пора уезжать. Сумки заняли свои привычные места в багажнике автомобиля, а мы в салоне на своих местах. Посмотрели на наш балкончик, ключ был оставлен в двери. Вздохнули и поехали в гору.

А в Бораке мы за неделю наездили целых  65 км.

17 августа, воскресенье

Но по дороге у нас осталось еще одно дело - надо было заехать к Иво. Он снова нас ждал у себя в погребке. Круг возле Борака замкнулся.

Заехали мы не только для того, чтобы попрощаться, еще надо было расплатиться за гостеприимство и купить столько вина, сколько хотелось, но сколько не особо страшно везти с учетом того, что мы возвращаемся через белорусов (если бы я знал, как будет на границе, сделал бы по-другому).  Но купили вина столько, сколько купили, и в бутылках и разливного.

Иво морщил, морщил лоб, а потом попросил Марину посчитать, сколько же мы ему должны и сколько дней здесь жили. Она посчитала, мы отдали, Иво, не проверяя, сунул деньги в ящик.

Потом еще долго разговаривали, Иво рассказал, что тоннелю всего-то лет 60, они строили его за свой счет всем поселком, единственно, чем помогало государство - это кредитами. Что-то делалось вручную, особенно дорога вниз через виноградники. Но зато тоннель очень сильно сократил им расстояния до винных склонов, дал толчок еще большему развитию здешнего виноделия. И заодно туризму, поскольку удалось построить поселок внизу - наш Борак. А раньше туда из Потомья ездили на лошадях через Трстеник, а это 18 км вместо 3-х.

И как нам не хотелось оттянуть подольше момент расставания с Бораком, он все же наступил. Иво надо было заниматься делами, а нам надо было ехать дальше.

Тут стоит, наконец, рассказать, что я пару последних дней все думал и думал, как нам доехать до Будапешта. Не очень хотелось снова повторять один и тот же маршрут, как бы красив он не был. По Ядранской трассе мы уже накатались. И у меня появилось желание посмотреть все же повнимательнее, что же это за страна такая Босния_и_Герцеговина. Еще денек у меня был истрачен на то, чтобы уговорить на это Штурмана и решение было принято.

Поэтому в БиГ мы въезжали сегодня два раза. В первый раз в Неуме, отстояв затем на очередном въезде в Хорватию минут 20 на её границе. Да, сегодня, может из-за того, что уже не суббота, был затеян полный паспортный пограничный контроль  с проверкой паспортов и штампами. Таким образом, по штампам мы уже дважды в Хорватию въехали, но еще ни разу из нее  не выехали.

А вот дальше, из долины Неретвы мы впервые свернули на Меткович. Здесь Неретва как-то очень похожа на искусственный канал с ровными берегами, вдоль которых мы довольно долго и резво ехали. Пока вдруг на одной из улиц Метковича неожиданно уткнулись в хвост мертво стоящей пробки. Это оказалась очередь на границу в БиГ. Я не очень себе представлял, как далеко она простирается и никакой активности не проявлял. Просто перемещался время от времени вперед на несколько метров и снова вставал. Иногда удавалось встать в тени дерева, чаще на солнце. Марина выходила гулять, намного пешком меня опережая. Вот тут мне, конечно же, не хватило информации. Знай мы, что будет так, не стали бы в Неуме выезжать назад в Хорватию, а поднялись бы в гору и так бы и поехали горными дорожками через Hutovo (на него был в Неуме указатель на светофоре)  и выехали бы на нашу трассу. Изучая эту дорогу сейчас, я вижу, что планировщики дают мне по ней расстояние на 10 км дальше, а времени на час больше. Но мы потеряли 20 минут на одной границе и два  часа на границе в Метковиче. Итого могли бы около часа времени сэкономить. Но что было бы в реалии, можно только гадать, сейчас же мы стояли и ползли, ползли и стояли. А вот саму границу прошли буквально за полминуты - столько времени понадобилось боснийскому пограничнику на то, чтобы найти пустые места в наших паспортах и шлепнуть туда въездные штампы.

Мы в Боснии, уже по-настоящему.