< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Вильнюс

8 мая 2016 года. Воскресенье

По Литве я ехал шепотом. Т.е. ровно с такой скоростью, как предписано, не обращая внимания на висящих сзади литовцев. Но ехать-то нам всего 30 км и вот мы в Вильнюсе, о чем засвидетельствовала табличка, но никак не обстановка вокруг. Мы ехали явно какой-то деревней и Марина не преминула отметить разящую разницу въезда в столицу Литвы и столицу России. Но пусть скромно, но зато совершенно без пробок и вот уже мы увидели слева наш отель.

Очень гостеприимный парень за стойкой отеля все нам объяснил - как лучше поставить машину на их закрытую парковку, как ближе дойти до исторического центра по выданной нам карте города, где вкусно поужинать и где ближе купить продуктов - недалеко довольно большой супермаркет "Maxima". Машину закатили на парковку, с нее тоже вход прямо к лифту.

Номер в отеле нам очень понравился, просторный с огромной удобной кроватью и большим телевизором, новой сантехникой. Пока я плескался в душе, Марина пощелкала телеканалы - есть и русские: и спорт, и музыкальные. Так что все хорошо. Единственное неудобство, про которое надо было помнить - пол в санузле был выше, чем в номере сантиметров на 20 и перед дверью внутри комнаты была сделана ступенька углублением. Марина, конечно же, в первый же вечер попыталась свалиться с этой ступеньки, когда зачем-то попятилась назад от раковины. Но удержалась и запомнила.

Времени на часах около восьми вечера, сидеть в номере скучно, поэтому мы быстренько перекусили и двинулись в город. И за час с небольшим успели пробежаться практически по всему центру вечернего, а потом уже и ночного города, слегка заблудиться на обратном пути, но все равно, пусть и более длинной дорогой, вернуться к отелю. В пол-одиннадцатого мы уже снова были дома и отдыхали за рюмкой привезенного из дома коньяка :).

Все же за спиной сегодня много чего - почти 1000 км на машине, километров пять прогулки по городу и масса первых впечатлений.

День закончился, за день проехали 952 км.

9 мая 2016 года. Понедельник. День Победы

Подключили свой ноут к интернету отеля, качество вполне приемлемое, я пополнил Кукурузо-карту (поскольку вчера ей оплатил отель), проверили погоду и прогноз для нас был очень благоприятным - температура днем 22-24 градуса, без ветра и дождя, буквально лето.

Завтрак накрыт на первом этаже в кафе отеля. С удовольствием отметили наличие кофемашины, правда, выбор кофе прост - черный или с молоком. Но тем не менее, кофе оказался вполне приемлемым. Выбор блюд вполне достаточен -  зелень, фрукты, правда сыр и ветчина только по одному виду, но зато есть вкусная селедка. Я не привык на завтрак есть селедку, но тут не мог удержаться :). Стандартный набор горячих блюд - каша, блинчики, сосиски, яичница... Ну общем, перечислять незачем. Все достаточно вкусно и в достатке. Единственное, что нам не очень понравилось - это хлеб. Во всех источниках отмечается вкусность литовского хлеба, здесь же он нас не впечатлил.

Итак, сытые и довольные, после завтрака мы сели с картой у ноута и распланировали наш пеший поход первого дня. Пользоваться машиной в Вильнюсе мы не планировали и не стали. Все пешком.

Решили, что сегодня мы попробуем обойти правую относительно нас (если смотреть из отеля на центр города) часть Вильнюса. Кроме того, наметили в сегодняшней программе посещение пивной. По совету пока еще виртуального Рамунаса мы должны были найти пивную Snekutis, их в Вильнюсе две. Но пиво ближе к вечеру, а пока достопримечательности.

И вот что у нас получилось.

Первым объектом мы выбрали, наверное, один из самых значимых символов Вильнюса - Ворота Зари (Аушрос Вартай или Ostra Brama). Естественно, откуда же начинать осмотр города, как не от его ворот. Вчерашнюю вечернюю пробежку практически через весь город до стен Университета считать не будем.

А сначала мы просто  шли по улицам Вильнюса, привыкая к его непосредственности, к граффити всякого разного уровня и совсем без уровня, к вдруг появляющимся среди больших домов очевидных бараков и прочим мелочам, которые при этом совершенно не резали наши глаза.

Я важно шел с картой, на которой Штурман ручкой отметила точки интереса. Правда, карта была мелковатой, и я иногда находил там нас с трудом. Может еще и потому карта нашего маршрута выглядит немного причудливо :). Но несмотря ни на что, мы достигли всех намеченных точек и план дня выполнили.

Но обо всем по порядку.

Итак, ворота Ostra Brama. Это единственные сохранившиеся ворота в историческую часть города из десяти.  Ворота построены в  начале 16-го века в готическом стиле, в 1671 году над воротами была построена часовня специально для остробрамской иконы Божией Матери. Эта икона - одна из главных христианских святынь Вильнюса и всей Литвы и нам видимо повезло, что мы сразу же попали на ее лицезрение.

Вход к иконе свободный, народ в часовне есть всегда, но не слишком много. Может, еще потому, что сегодня понедельник и в Литве это обычный рабочий день, хоть и 9-е мая. День Победы у них праздновался вчера.

Около иконы кто-то на коленях, кто-то просто стоит и смотрит, можно фотографировать, что делают почти все. Даже зашедшие молодые монашки не забыли достать откуда-то свои айфоны и смиренно пощелкать святыню и сделать с ней несколько селфи. Святыня смотрела на это все благосклонно.

Из часовни можно сразу пройти в смежный костел Св.Терезы середины 17-го века. У костела сложная история, его пытались передать православной церкви, но безрезультатно. Главный алтарь костела признан одним из самых красивых и выдающихся алтарей Литвы, его украшают  картина «Мадонна с младенцем и святым Казимиром» кисти Шимона Чеховича (конец XVII века) сверху и изображение святой Тересы с кровоточащим сердцем («Экстаз святой Тересы», иначе "Апофеоз святой Тереcы") того же Чеховича (по другим сведениям Русецкого, первая половина XIX века)

Буквально рядом с костелом вход в православный монастырь и церковь Святого Духа, построенные практически одновременно с костелом Св.Терезы. В церкви хранятся мощи   святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, которые с середины 17-го века были тайно спрятаны в пещере под алтарем церкви и только в 1826-м году были открыты для поклонения. Во время первой мировой войны мощи были перевезены в Москву, но потом большевики устроили над ними показательный суд и постановили их отправить в атеистический музей.

Но в 1946-м году они были возвращены церкви и снова отправились в Вильнюс, где были опять спрятаны в той же пещере. И только в 1997 году они снова были перенесены в храм. Вот такая незадачливая и неспокойная судьба им досталась, надеюсь, больше их трогать никто уже не станет.

И что бы уж закончить их историю, можно посмотреть на фотографию памятной таблички, которую мы нашли на стене почти не восстановленной церкви Св.Троицы на другой стороне улицы. Эта табличка установлена но месте казни виленских мучеников, вернее, на месте их казни была построена церковь, на стене которой установлена табличка. Текст на ней

На месте сего храма,
в бывшей здесь дубовой роще,
в половине XIV века, приняли
мученическую кончину за
Православную Христианскую
веру сии святые Мученики
Литовские, Виленские
Чудотворцы,
Антоний, Иоанн и Евстафий

Потом у нас получился замысловатый круг. Я хотел посидеть на холме возле бастиона (или бастеи), которую построили еще в 1502-м году, потом с нашей помощью (не буквально, а с помощью русских) разрушили и превратили в свалку и раскопали только в 1989-м году. Марина же сначала хотела сходить к церкви, которая виднелась немного дальше. Поэтому пошли к церкви, она оказалась заброшенной, обошли ее вокруг, спустились вниз к реке и в результате могли пойти к следующему объекту - в Ужупис, он от нас был прямо рядом, за мостиком. Но бастион остался не осмотренным и поэтому пошли низом назад к нему. Снова поднялись к исходной точке, музей почему-то был закрыт, прошли около бастиона и там уселись на холме на скамейку, которую я заприметил в самом начале :).

Здесь было хорошо, Вильнюс был перед нами, погода замечательная и никуда уже не хотелось идти. Но идти надо, потому что впереди нас ожидало много неизведанного.

Поэтому немного посидели, отдохнули и потопали вниз  к реке, а там и в Ужупис.

Вот снова раз - и вокруг типично сельский пейзаж, одуванчики, пруд, утки крякают, хотя до центра метров 500. Таким Вильнюс нам и запомнился, и еще много раз мы встретим его контрасты.

В Ужупис (Užupis) (по-нашему Заречье) мы вошли по мостику со стандартными новобрачными замочками (кажется, уже весь мир замкнут на совет и любовь :)) c бокового не парадного входа. Это район художников и других творческих личностей, который в 1997 году они объявили Республикой Ужупис со своим флагом, президентом, Конституцией и даже армией из нескольких человек. Что характерно,1-го  апреля отмечается День Независимости Ужуписа, дата выбрана, думаю, не зря, дабы была понятна степень серьезности  этого события.

Конституция Республики Ужупис нам попалась сразу же, практически как только вошли. И через несколько минут мы уже гордо показывали направление на нее двум полякам, блукавшим по улицам Ужуписа в поисках главного закона.

Ну потом Ужупис продолжился. Мы еще сюда вечером вернемся с парадного входа.

И кстати, в Литве очень много любителей Франции и Прованса, часто встречаются такие магазины и кафе. И как только мы увидели на ужуписской улочке такое кафе, то сразу же захотелось выпить кофейку с чем-то вкусным. И конечно же зашли. Кофе и пирожное очень понравились, как и милая и при этом простая обстановка. Прямо Монмартр :). Как потом выяснилось, это кафе под названием "Thierry Kepykla" действительно принадлежит французам, т.е. практически настоящее французское кафе.

Над Ужуписом возвышается гора Трех Крестов, эти три креста в Вильнюсе видны практически отовсюду и нам как-то захотелось сразу отсюда подняться к памятнику. Ну и пошли себе просто по улочкам вверх и в направлении объекта. Дома постепенно становились все меньше, вокруг стало больше стройки. Вдруг справа в какой-то загородке возле сарайчика я увидел счастливых людей с кружками пива. Обращаю внимание Марины на этот объект - наверное, здесь тоже пиво неплохое, раз люди сидят, а она мне показывает на вывеску. Вот надо же, это и есть тот самый Snekutis, который советовал мне виртуальный Рамунас. Ну надо же, ноги сами привели :). Но мы только что выпили кофе, съели пирожное и пиво пока было не в тему.

Поэтому посмотрели, посмотрели, я вздохнул и мы пошли дальше и скоро уже улочки закончились и мы вошли в лес :).

Честно говоря, этого леса мы не ожидали. По-крайней мере наша обувь не была приспособлена для прогулок по лесистым холмам и лощинам. У меня еще более менее универсальные летние туфли, а у Марины мокасины с тонкой и скользкой подошвой. Мы же шли смотреть столицу, оставив кроссовки в отеле. Но тропинка стала грунтовой и пошла в гору.

Поднимались мы на гору Бекеша, как потом оказалось, это одно из самых мистических мест Вильнюса. И в результате набрели на какое-то место, напоминающее алтарь для языческих поклонений или жертвоприношений.  Судя по всему это жертвенник балтов, но спросить было не у кого, но может быть, это и хорошо, а вдруг мы бы оказались подходящими объектами.

Наша цель - Три Креста на одноименной горе, но эта не нынешняя гора и пришлось по противоположному крутому склону спускаться вниз к реке. Его удалось преодолеть без последствий и потом мы выбрели на достаточно широкую и натоптанную тропинку и даже получилось недолго, но с удовольствием по ней прогуляться в прохладе леса. Птички поют, красота вокруг...

А от реки к памятнику Трех Крестов надо было снова ползти вверх, по разрушающейся деревянной лестнице c вывернутыми кое-где ступеньками и большими прогалами между ними. Нет, ну скорее всего где-то был другой, более пологий, и скорее всего более длинный путь, но мы обходных путей не ищем. Вперед. Правда, на самом верху все же пришлось отдышаться на пеньке

Возле памятника Трех Крестов мы сидели довольно долго. Здесь было приятно, прохладно и хорошо, дул ветерок, снова пели птички.

История этого памятника довольно длинная. Начало ей положила казнь семерых монахов-францисканцев язычниками (вспомним тот жертвенник :) в 14-м веке. Трех из них вроде как распяли здесь на горе.

В 17-м веке в память об этом были установлены деревянные кресты, которые заменялись время от времени. А в 1916-м году на их месте установлены кресты из нового для тогдашнего времени материала - железобетона. Но ничто не могло устоять перед Советской властью и в 1950-м году кресты были взорваны и повалены.

И только в 1986-м году на их месте был снова установлен памятник, а старые кресты найдены и они лежат у подножия, часть от них заложена в новом памятнике.

Вид от этих крестов на Вильнюс очень хорош, собственно как и снизу - из Вильнюса на кресты.

Спуститься сначала хотели по какой-то асфальтовой дорожке, но Марина увидела внизу красивый парк около реки и нам показалось, что наша знакомая деревянная лестница ведет как раз к ней. И мы попрыгали вниз.

Парк и правда был хорош, все что должно было цвести в это время года, цвело и пахло. Это Бернардинский сад или парк был недавно реконструирован так, чтобы сохранить прежний облик, который ему придали монахи-бернардинцы из соседнего монастыря, и этот облик понравился, особенно Марине. Да и мне доставляло удовольствие сидеть на скамеечке, дышать потихоньку и наблюдать, как любимая женщина нюхает цветочки.

Цветы и фонтаны - это очень хорошо, но было очень тепло, даже скорее жарко, я утомился подъемами и спусками, Марина судя по всему тоже, хотелось пить и у меня в памяти все время всплывала вывеска бара Snekutis из Ужуписа. И я предложил Марине - а не пора ли нам наконец попробовать литовского хваленого пива. И она обрадовалась, а может это мне так показалось :)

И мы снова двинули в Ужупис, но сначала у нас по плану еще один обязательный объект, если не самый главный в Вильнюсе с точки зрения его выставочного вида. Это храм  Святой Анны. Собор позднего готического стиля, очень напоминающий собой Францию. Сразу вспомнился кирпичный собор в Альби, правда собор Святой Анны воздушный, летящий, а в Альби массивный и довлеющий над городом. Ну и размеры у них несопоставимы.

Собор Св.Анны построен в 15-м веке, и до сих пор идут споры, кто же его автор. Есть мнение, что это Владислава Ягеллона Бенедикт Рейт, автор Пражского Кафедрального собора и Вавеля в Кракове. Но это только мнение.

Но к сожалению, попасть в собор мы сегодня не смогли, по понедельникам он закрыт. Но открыт соседний собор бернардинцев (костёл Святого Франциска Ассизского) 16-го века. Надо сказать что эти два соседних костела настолько гармонично смотрятся, что кажутся единым ансамблем, а простота и некоторая тяжеловесность костёла Св.Франциска только подчеркивают полёт Св.Анны.

Нам ничего не осталось, как зайти к Франциску, а Св.Анну мы отложили на завтра.

В Ужупис мы опять вошли  не с парадного входа, а сбоку, только противоположного. И снова удачно, потому что попали в Яблочную республику.

Здесь можно пить только яблочный сок и нельзя есть бананы, дыни и баклажаны...

Зато здесь много необычных инсталляций, можно просто сидеть и смотреть на них, что многие и делают. Или бродить от одной к другой, что делали мы.

Бананов и дынь мне не хотелось, не хотелось и яблочного сока, и из Яблочной республики мы потопали искать Снекутис.

И нашли его быстро и удачно, благо, что теперь то уже точно знали, где он, а где мы.

Мы удобно уселись на деревянных скамьях и стали ждать. Пить хотелось все сильнее :). Ждали, ждали, очень "долго" ждали, минуты три или четыре, но никто к нам не спешил. И я не выдержал и пошел внутрь пивной. Там было очень круто и душевно, за стойкой сидел парень и мирно разговаривал с какой-то женщиной, судя по всему, американкой.

Я  по-русски поздоровался и спросил, как тут пьют пиво. Парень не удивился, перешел с английского на вполне хороший русский и сказал, что за пивом надо ходить к нему, сам он пиво не таскает, а вот еду принесет, она легкая. И спросил, какого мне надо, в смысле, пива. Я был захвачен врасплох, и сказал - налей жене темного, а мне светлого,  самого лучшего обоим. И что-нибудь из еды к пиву :)...

Мне он налил фирменного домашнего. Когда попробовали и то, и другое, то Марина сказала, что она вкуснее пива, кажется, не пила, а по мне и так видно было. Очень вкусный и мягкий напиток это домашнее пиво Снекутиса, прям вот пишу об этом и во рту пересохло :). Ну может, конечно, сказалось то, что мы долго сюда шли и реально хотелось пить.

И с закуской было угадано, нам этот же парень принес замечательный жареный хлеб, который надо макать в растопленный очень вкусный и острый сыр.

Правда, когда пришла закуска, пиво уже практически закончилось. Взяли еще: я пшеничного, а Марина не помню какого. Все было тоже вкусно, но надо было выбирать пиво в обратном порядке, потому что пшеничное  порезче, и после домашнего как-то терялось. В следующий раз так и поступим :).

По-моему, я еще и третью кружечку нечаянно выпил, не помню уже какого пива. Платить тут можно картой, стоимость нашего похода за пивом 11.80. И этих денег было нисколько не жалко.

Ну куда после пивной можно пойти в Вильнюсе? Конечно же, в церковь, причем по пути у нас сначала был Успенский кафедральный православный собор, а потом Храм святой Параскевы, у которого в прошлом году  был почти юбилей, плакат забыли снять и он так и висит.

Наибольшую известность этот храм получил благодаря тому, что здесь Петр I крестил арапа Ганнибала, прадеда А.С.Пушкина.

Дальше нас ждало еще одно культовое сооружение - костел Св.Казимира, очень нарядный, слегка похожий на свадебный торт, особенно в лучах уже спускающегося к горизонту солнца. Он был построен в самом начале 17-го века и потом у него была большая и интересная история. Ну понятно, он горел, я не помню ни одного не горевшего старинного храма. Потом французы армии Наполеона устроили в нем склад зерна. Почти сразу после этого храм стали превращать в православный, для этого разрушили 10 алтарей и костельную кафедру. Потом его еще перестраивали, перестраивали и в результате после Первой Мировой вернули католикам и храм стал иезуитским. Но в 1965-м году в нем открыли музей атеизма... Вот так вот. И только в 1991-м году храм снова реставрировали и освятили.

Собственно на этом почти закончилась наша сегодняшняя прогулка по Вильнюсу, мы вернулись в отель, забежав по дороге в расположенный неподалеку  супермаркет Maxima. Здесь наконец купили сыра всякого разного, я взял на пробу маленькую бутылочку местной настойки "Trejos devynerios 999" (правда, бутылка выглядит теперь не так), кое-как доплелись до номера и там устроили себе праздник сыра и вина. Честно говоря, и "Три девятки" понравились, с устатку и после душа самое то. Кстати, и Штурман оценила настойку, поэтому я получил разрешение купить ее домой в объеме пол-литра в медицинских целях :).

Всего за день прошли пешком примерно 18 км. По ощущениям и гулу в ногах так  все 50 :).

Еще у нас была тема встречи с виртуальным литовским другом Рамунасом. Вернее, это он по свое доброй инициативе хотел помочь нам лучше узнать его страну и столицу и предложил сделать нам какую-нибудь экскурсию. Тут нам сильно повезло, и это мы поняли уже сегодня в баре Snekutis. И забегая вперед, скажу, что мы еще много чего полезного получим от наших контактов.

Но сегодня в Литве был рабочий день и встретиться не получилось. Поэтому списались по почте с Рамунасом и договорились, что завтра в районе его обеда мы свяжемся и определим координату встречи.

10 мая, вторник. День рождения Марины и Ильи.

Знаменательный день. Собственно тот день, ради которого мы сюда поехали. Уже несколько раз в наших рассказах упоминалось, что сегодня стараниями Штурмана в нашей семье двойной праздник. Во-первых, она сегодня родилась несколько лет назад, а потом постаралась в этот же день родить нам младшего сына Илью.

Кстати о семейных совпадениях - у нас еще есть одно. Когда родился Илюшка, я как-то сразу захотел его назвать Ильей  и предложил имя Марине. Она согласилась. А потом уже, после регистрации сына, мы поняли, что дата нашей свадьбы - это как раз Ильин день.

Так вот Марина постаралась дважды за себя и за Илью и у нее это отлично получилось.

Поэтому я ее с утра поздравил с этими событиями, а после завтрака (селедка снова была отменной, я уже, похоже, привыкаю к селедке на завтрак :)) опять, как и вчера, сели за ноут и стали планировать сегодняшний день, который вечером должен был закончиться где-то недалеко от отеля праздничным ужином.

Вариантов маршрутов особо не было, поскольку мы вчера обтоптали правую относительно нас часть Вильнюса, значит нам осталась левая.

Поэтому пошли по уже привычной дороге вниз к центру и первым объектом у нас была самая старая церковь Вильнюса - костёл Св.Николая.

Костёл Святого Николая был построен уже в 1387-м году, это самый древний костел в Вильнюсе и Литве. Конечно же, горел, к нему тоже приложили руку наполеоновские солдаты, но выстоял и с 1901-го года здесь ведут службы только на литовском языке. Поэтому костёл является как бы хранителем и центром литовской культуры.

А во дворе костела установлена скульптура покровителя Вильнюса Святого Христофора с младенцем на руках.

Сам костел был ещё закрыт, но мы решили, что возвращаться сюда не будем, увидели достаточно.

Потом мы двинули в сторону еще одного нарядного костела Святой Екатерины в стиле барокко, который начинал строиться в 17-м веке, а сейчас считается одним из самых красивых костелов в городе. Сейчас этот костел используется в культурных целях для организации в нем выставок и концертов по договору между церковью и Вильнюсским самоуправлением на 20 лет. Поэтому для входа он был закрыт наглухо и нам осталось только осмотреть его снаружи и запечатлеть на память.

Дальше мы просто пошли по улицам к комплексу Вильнюсского Университета, который, конечно же, является здесь объектом маст си, ну и наши именинники тоже имеют непосредственное отношение к высшей школе (Марина преподаватель, а Илья на нынешней день студент магистратуры ВШЭ в Москве) и поэтому не посетить Университет мы просто не могли. Но пока мы прошли мимо собора Святого Духа, причем сначала с непарадной стороны. А с парадной шел какой-то ремонт входа и войти было нельзя, отложили посещение на потом. Поэтому здесь я про него ничего писать не буду. Только скажу, что нам удалось в него попасть к вечеру совершенно случайно и мы этому были рады.

Ну а теперь Университет. Самое старое и самое крупное учебное заведение Литвы, ведет свое начало от иезуитской коллегии, основанной в 1570 году. Вообще-то Вильнюсский университет занимает несколько зданий в разных районах города. В ансамбле Вильнюсского университета в историческом центре города располагаются костёл Святых Иоаннов, администрация, библиотека, исторический, филологический и философский факультеты.

Вход сюда для посетителей платный, кажется 3.5 евро. Можно купить билеты только на вход, а можно еще и с правом подъема на обзорную башню. Мы взяли с правом.

И сразу же с площади зашли в костёл. Очень внушительное снаружи и особенно внутри сооружение. Его строительство начато еще в 1370-м году, в советское время здесь был склад бумаги для типографии, а снова освящен он был понятно что в 1991-м году.

На входе во двор Университета нам дали брошюрку, в которой отмечены все его туристические достопримечательности. В их числе книжный магазин с фресками  Антанаса Кмеляускаса (1978 год) и вестибюль (на втором этаже) центра литуанистики, в котором крыша немного едет от фресок цикла "Времена года", созданного в 1976-1985 гг. художником Пятрасом Репшисом по мотивам литовской мифологии.
А потом мы еще побродили по многочисленным дворикам Университета, а Марина с любопытством заглядывала в аудитории, в которых шли занятия.

Потом, пока Марина принимала очередное поздравление (как приятно, телефон у нее не умолкал) и присоединяла мои поздравления сыну к своим, я отправил Рамунасу сообщение, что примерно через полчаса мы выйдем из ворот Университета. Правда, не написал, из каких, потому что выхода отсюда два. Ну не сообразил. Но Рамунас всё понял правильно.

Нам осталось только залезть на университетскую колокольню и мы морально приготовились к восхождению, но оказалось, что тут есть лифт. И он за одну минуту поднял нас над городом. Тем не менее несколько ступенек все же пришлось преодолеть :)

Кстати, как и положено научному учреждению, в башне устроен маятник Фуко.

Виды с башни просто отличные, мы довольно долго стояли наверху и изучали план Вильнюса. Заодно прикидывали, куда нужно пойти еще. составляя план маршрута.

Ну а вам пока можно посмотреть на эту практически круговую панораму столицы Литвы и  найти практически все объекты, которые мы посетили сегодня и вчера. Кроме Snekutis-а, его не видно.

А когда мы спустились вниз и вышли из ворот Университета, то внизу виртуальный Рамунас превратился в реального. Он нас ждал у выхода. Вот и познакомились :).

Марина очень любит общаться с носителями местной культуры и языка и если у нее появляется возможность к такому общению, то старается ее не упускать. Вот и тут она "ухватилась" за Рамунаса и начала у него выведывать все про литовскую жизнь, про его отношение ко всему происходящему и произошедшему и вообще про всё. Так мы и продолжили прогулку - Марина с Рамунасом в беседе, а я немного в стороне с фотоаппаратом, прислушиваясь к теме разговоров, потому что и мне было на самом деле все интересно.

Главный вывод, который я для себя сделал из их разговоров - Рамунасу и, наверное, в его лице остальным литовцам очень по душе произошедшее с их страной после 1991-го года. Жить им стало лучше и интереснее, а после вступления Литвы в ЕС стал активнее развиваться бизнес, строиться дороги и улучшаться качество продуктов. Со слов Рамунаса - теперь у них если написано на этикетке слово "сыр", то под этикеткой точно сыр. Было заметно, что свою страну Рамунас очень любит и ему хочется поделиться своей любовью с нами. Ну а мы с Мариной были этому искренне рады.

Правда, общались мы по-русски и Рамунас делал это вполне легко, только несколько медленнее произнося фразы, чем мы. И я вначале подумал, что это его такая национальная особенность. Но потом Рамунасу кто-то позвонил по телефону и особенность исчезла :), вернувшись назад по окончании телефонного общения.

Пока суть да дело, разговоры, мы куда-то не очень осознанно шли. Но потом оказалось, что нас ведут смотреть самую маленькую улочку Вильнюса, которой нет в путеводителях и о ней мало кто знает. Честно говоря, мы ее тоже не сразу нашли, покрутились, Рамунас сверился с навигатором, а потом зашли в какой-то дворик, прошли аркой и вот она, это улочка, имеющая свое название - Скатца. Улица в ширину 94 см, на ночь закрывается воротами с двух сторон.

Потом мы еще немного погуляли по Вильнюсу и обеденный перерыв Рамунаса закончился, сегодня он из-за нас остался голодным.

Потом он проводил нас к нашему следующему объекту - башне Гедиминаса, неожиданно подарил Марине коробку конфет (если кто не знает - в Вильнюсе и Литве очень вкусный шоколад и его производные) на ее День Рождения и мы расстались.

Рамунас, спасибо за гостеприимство, надеюсь, ты прочитаешь эти строки.

Ну а мы пошли по булыжникам вверх на Замковую гору к башне Гедимина, Марина снова пожалела, что опять не надела кроссовки. Наверное, надень она их, жалела бы, что не одела легкие туфельки, когда шли по асфальту в центре.

Кстати, с другого склона можно подняться на гору на подъемнике, но желающих им воспользоваться мы не заметили.

И снова панорамные виды, их оказывается здесь много, в Вильнюсе.

Прошлись по горе сверху, обошли ее вокруг по набережной и закончили осмотр Замковой горы и башни у национального музея. Здесь стоят лавочки и я на одну из них сразу уселся. Что-то после обеда стало все чаще хотеться посидеть, полюбоваться на окружающее :)

Но неутомимый Штурман даже в свой День Рождения долго сидеть не давала и мы тронулись дальше, ведь сегодня у нас еще впереди большая программа.

Сначала  Кафедральный собор Святого Станислава. Собор построен на месте языческого храма, строительство началось еще в 14-м веке, потом естественно собор горел пять раз и терпеливо восстанавливался.

После второй мировой войны там был устроен склад, снесены скульптуры с фасада, но в последующие годы склад переоборудован в картинную галерею одновременно с концертным залом.

А в 1986-м году собору вернулось религиозное предназначение и потом был восстановлен его нынешний вид. В общем, почти стандартная история для культовых литовских сооружений.

Собор внутри очень аскетичен, за исключением практически поражающей серебряной роскошью часовни Св.Казимира.

Напротив собора построена в период с 16 по 18 век отдельно стоящая колокольня. Вместе с собором они выглядят довольно гармонично и торжественно.

Потом мы прошлись немного по главной улице города - проспекту Гедимина, отметились у драматического театра и боковыми улочками мимо Президентского Дворца вернулись назад, на Кафедральную площадь, там еще немного посидели на парапете ограждения и по улице Пилес тронулись в направлении к дому. Т.е. половина маршрута на сегодня была пройдена :).

Но улица Пилес полна соблазнов, тут и знаменитый магазин шоколада, и всякие разные кафе и я как-то ненавязчиво и скромно намекнул Марине - а не выпить ли нам по кружечке пива где-нибудь по пути. И она согласилась :). Вот повезло же мне со Штурманом жизни...

Я не стал откладывать решение вопроса на потом и тут же потянул жену в первую попавшуюся дверь с нарисованной кружкой, не глядя на название заведения. Здесь было очень уютно, подбежала девушка, подала меню, но меню было лишним - большую светлого и маленькую темного. И то и другое пиво оказалось Швитурис, и было вкусным. А когда, отдохнув в прохладе, мы снова вышли на улицу, то оказалось, что пиво мы пили в одном и самых популярных в  Вильнюсе кафе Forto Dvaras. Нам многие, в том числе и Рамунас, советовали здесь покушать, но говорили, что может быть много народа. Не было практически никого. Вот мы тут и отметились неожиданно для себя.

Сил заметно прибавилось, потянуло к культуре и мы пошли завершить вчерашнее незаконченное - посмотреть собор Святой Анны с другого ракурса и изнутри. И в этот раз нам это удалось, да еще и одетое дерево попалось.

Внутри собор какой-то уютный, красиво освещается через свои цветные витражи.

И раз уж мы начали доделывать недоделанное, то остановиться не могли. Причем следующая недоделка нашлась как-то сама. Мы уже начали движение к отелю и шли мимо собора Святого Духа. Или костела, не понимаю различия. Шли себе, разговаривали о чем-то своем. А собор этот снаружи практически ничем не примечателен и сливается с соседними домами в одну сплошную улицу.

И тут я нечаянно бросил взгляд на противоположную от себя сторону, получилось, что на собор и увидел открытую дверь. И вспомнил, что утром она была закрыта и там шла какая-то стройка. Почему же не зайти, зашли. И даже замерли от неожиданности. Очень просторное внутреннее помещение в стиле рококо выглядит ну очень пышно, наверное, специально поражая входящего своей праздничностью.

И на сегодня у нас осталось только одно, но самое важное дело - отметить два Дня Рождения - моих любимых жены и сына. Один из именинников при этом, к сожалению, не присутствовал.

У нас был намечен к посещению ресторан, находящийся недалеко от нашего отеля и имеющий кучу положительных отзывов. Это ресторан литовской кухни Senoji Trobelė ("Старая изба"). Его нам также рекомендовал наш саратовский друг и путешественник Валерий Луничкин, который был здесь за неделю до нас. И мы даже зашли туда по дороге в отель и оговорили столик, если придем. Свободных мест было много, видимо, потому что сегодня вторник, рабочий день.

Но потом, пока Марина готовилась к походу, я почитал повнимательнее отзывы в интернете и засомневался. Да, многие хвалили этот ресторан, но многие удивлялись сумме чека, она была явно выше, чем в других подобных заведениях и им казалось, что цена не совсем пропорциональна качеству.

Мне не хотелось, чтобы именинница расстраивалась из-за этого обстоятельства и поэтому я подготовил ее заранее. Штурман как всегда  решила все мудро своим ответом - "посмотрим".

Дело в том, что буквально в 50 шагах от этого ресторана был еще один ресторанчик литовской кухни Zemaiciu Asotis ("Жемайтский кувшин"), он поменьше, мы в него тоже по пути заглянули и нам там показалось довольно уютно. Так что выбор был.

Все так и сделали. Зашли в Senoji Trobelė, взяли меню, посмотрели описание блюд и цены и поняли, что итоговый чек будет в районе 50 евро, или надо будет отказываться от их специалитетов. А зачем тогда здесь оставаться?

Пошли в следующий ресторанчик, посмотрели меню и поняли, что нам больше нравится здесь, в Zemaiciu Asotis. И все действительно получилось очень хорошо. Чрезвычайно доброжелательный и приветливый официант, разговаривающий с нами на русском, отменное пиво Birzu, очень большие порции. Марина решила попробовать цеппелины, так официант ей посоветовал взять половину порции, а когда принес, то Марине и этого показалось много.

Посидели очень уютно и вкусно. Итоговый чек был примерно на 20 евро с чаевыми. Это совсем другое дело.

К слову, борщ понравился, а цеппелин не наша еда, хотя приготовлен вкусно.

За день прошли пешком примерно 16 км. Поменьше вчерашнего, значит день удался.