< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

У нас появились дети. Торунь в Польше

18 августа, пятница

Мы конечно уже знали раньше, что, если мы с Мариной постараемся, то сегодня у нас должны появиться дети. Узнали мы об этом еще во Франции.

Сын Илья с подружкой Аленой в результате путешествий по Европе (вернее, по Венгрии) как-то оказались в Берлине и, по нашим ощущениям, без гроша в кармане. Ну, или с небольшим количеством грошей, и это количество не особенно позволяло им с удобствами добраться до дома. В это состояние они себя привели, думаю, только потому, что знали, что мы тоже где-то не очень далеко, ну тысяча-полторы километров и, если что, то как-то их выручим. В общем, они сегодня ждали нас в берлинском хостеле в надежде, что мы их оттуда заберем и довезем до дома (точнее, до Москвы, потому что сын уже пару лет живет в Москве в связи с учёбой в магистратуре ВШЭ, а теперь уже и с работой в столице).

Поэтому наш сегодняшний маршрут в г.Торунь был не совсем прямым, а немного отклонённым в сторону из-за заезда в Берлин. Упомянутый хостел был на севере столицы Германии, а это означало, что нам придется проехать ее насквозь. Всё это несколько напрягало, но не сильно. Больше думалось про гудящий подшипник, который два дня отдыхал на парковке, а сегодня ему предстояло проехать 850 км.

Поэтому утром мы особо не раскачивались, хотя позавтракали всё равно плотно. А как же, ведь остановок у нас не предусматривалось до самого вечера. Сразу же, как только увидели заправку, заправили машину достаточным для приезда в Польшу количеством бензина. Как потом оказалось, залил даже лишнего, мы доехали на нем почти до Торуни. Ну много - не мало, хотя ездить на дорогом бензине по стране, где он дешевле, тоже не супер.

На автобан выскочили довольно быстро, машина гудела, мы ехали. Я, как и позавчера, не позволял себе сильно разгоняться, периодически проверяя курсовую устойчивость автомобиля, не ведет ли ее куда-нибудь. Но никаких изменений в управляемости, тяге и устойчивости не ощущалось, только шумно очень. Для нашего автомобиля это непривычно, он нас уже отучил от назойливого дорожного шума, в нем намного тише на ходу, чем в предыдущих двух Логанах. А уж с ВАЗ 2110, когда мы, не имея в машине кондиционера, ездили с открытыми окнами по тем же немецким автобанам, так и вообще не сравнить. Но вот сейчас все былое стало вспоминаться.

Сегодняшние автобаны были хуже вчерашних. Намного больше ремонтов и замедлений движения, поэтому мы ехали почти строго по прогнозу навигатора. А он нам прогнозировал приезд в Торунь к восьми часам вечера. В Торуни для нас с Мариной уже был забронирован апартамент в центре, детям я вчера тоже забронировал отдельный номер в отеле\хостеле неподалеку. А вечером у нас планировался ужин в ресторане, как же без польского ужина... Поэтому сильно опаздывать не хотелось. Ну и город тоже надо было успеть посмотреть, хотя основной осмотр был задуман всё же на следующий день.

Но на окраине Берлина мы резко встали, на съезд была пробка неизвестной длины. И она оказалась значительной длины, настолько, что дети забеспокоились: "Вы где?". А мы тут, уже недалеко, километров 20 осталось, но преодолеваем мы их практически стоя среди сотен таких же страдальцев. Вся эта дорога в сужениях и ремонтах, стоим, немного вперед и опять стоим, километров 15 мы так дергались и потратили на них часа полтора. Прямо таки Москва вспомнилась, хорошо что не к ночи, чур меня, чур... :). В голове представлялись наши несчастные дети, ждущие нас во все глаза на парковке перед отелем. Но как веревочка не вилась, все же пробка закончилась и вот мы перед входом в хостел "Generator" и никаких плачущих детей тут не наблюдалось.

Дети появились немного позже, сначала радостный Илья, и мы начали обниматься.

А потом пришлось решать головоломку с вещами. Рюкзак сына по размерам был сопоставим с объемом пустого багажника, но багажник был отнюдь не пуст. Потом подошла его подружка Алёна и тоже с приличной сумкой, да еще и с недорисованной картиной в руках, примерно 70  на 50 см на подрамнике (она художник). Да уж.... Количество их вещей было таким, потому что они в Венгрии были на тусовке на природе и жили в палатке. Правда, палатку и спальники они куда-то дели, может, подарили кому или где-то забыли и хоть это радовало...

Я первым делом разложил вещи сына и Алёны по мелким пакетам, и эти пакеты потихоньку растолкал по углам багажника, стараясь максимально использовать его пространство. Что-то положили в салон на пол между задними пассажирами, т.е. детьми. Потом всунули в багажник опустевших два рюкзака, потом сверху мою сумку, еще пакеты, в узкую щель я впихнул коробку с посудой, все это прижал крышкой и она (УРА!) закрылась. Одну сумку разместила у себя Марина в ногах без особой потери комфорта. А картину удалось положить под заднее стекло немного наискосок, на пару других мягких пакетов с вещами. И все довольно уютно устроились... Вот такая вместительная у нас машинка :).

На часах время 13:30, навигатор нам прогнозирует приезд в Торунь в 21 час, если ехать по Польше автобаном. Ну так и поедем...

На выезд из Берлина тоже пришлось немного потолкаться, но потом автобан и уже поехали довольно резво. Сын еще на парковке сказал, что, может быть, ему надо порулить немного, но я не разрешил, помня про гудящий подшипник, всё же у меня опыта побольше, да и ответственности пока тоже. Теперь мне надо довезти до дома не только любимую женщину, но еще и двух детей. И дети сначала послушали, как гудит наша машина, а потом воспользовавшись имеющейся подушкой (мы всегда с собой возим одну на всякий случай, разные они бывают в отелях)  и друг другом, как-то сразу крепко уснули - вот что значит молодость...

Границу проехали без остановки,  потом на А2, проехали мимо Познани и потом съехали с автобана. Тут уже можно было и заправляться, но какой-то участок трассы тут безбензиновый, правда, и проблемы особой не было, компьютер писал, что топлива только чуток не хватит до Торуни и я даже проехал мимо заправки в Гнезно, больно там бензин был дорогой. А потом попался и недорогой, в Рудках,  и мы залили бак....

Кстати, трасса S5 практически ничем не отличается от автобана, кроме разрешенной скорости. А уже недалеко от Торуни мы выехали на совершенно новенькую 15-ю дорогу, навигатор ее не знал, а она автобан - автобаном.  Я и тут почти не нарушал сначала скоростного режима, а поляки свистели мимо меня, так что пришлось и мне немного разогнаться :). В общем, в результате мы приехали к "детскому" хостелу Przystanek Toruń в 19:30 :).

Хостел вполне нормальный, несмотря на то, что привокзальный. И для детей это был не хостел, а отель, номер у них был 2-х местный со всеми удобствами и с завтраком  и при этом довольно бюджетный, 130 злотых (31 евро) за номер. Оставили там детей, оплатили им жилье, сказали, что скоро за ними приедем и поехали искать свой. У нас забронированы апартаменты прямо в центре города, в исторической части, а ключ надо было брать в отеле с трудно выговариваемым и трудно читаемым названием Spichrz. Я так и не знаю до сих пор, как это название произносится, а переводится с польского как амбар... Ехать на машине от хостела до отеля километра два, а по прямой идти метров 500.

В отеле на рецепции нам выдали ключи и парень показал примерно на схеме города, где наш апартамент, пешком до него, по его словам метров 300. Поехали с помощью навигатора и выехали прямо на пешеходную улицу в центре города, люди смотрели на нас с удивлением, а навигатор говорил, что до цели осталось 150 метров. Но как.... Поэтому я развернулся прямо на пешеходке и назад. В общем, чтобы попасть к апартаментам, надо было объехать вокруг всей исторической части города и въехать в него с другой стороны. А с учетом того, что я промахнулся разок и поехал не по той полосе, мы крутнулись вокруг пару раз, километра 3 в результате прокатили:). Но потом всё же попали на нужную улицу, а вот и наш подъезд. Стоянка здесь везде запрещена, включили аварийки.

Номер на третьем этаже старого здания, большой, с просторной отдельной кухней со всякой утварью и холодильником, но нам ничего этого не надо. Я, правда, больше для порядку, засунул свою походную бутылочку, которая ездит с нами в путешествия уже 12-й год, в морозильное отделение холодильника.  Кроме того что напиток становится охлажденным, бутылочка потом становится аккумулятором холода и утром помещается в авто-холодильник.

Перетаскали нужные на ночь вещи, послали детям СМС, чтобы они своим ходом шли к отелю "около круглой башни" и поехали туда на свою парковку, она как раз во дворе около башни. Ехать за детьми я отказался, несмотря на недовольство Штурмана, подумал, что так получится быстрее, дело то уже к вечеру и надо было думать об ужине. С небольшой заминкой (ребята не сразу нашли эту круглую башню, которая на самом деле оказалась не совсем круглой, скорее квадратной :)) мы встретились и пошли подбирать себе место для ужина. Если бы я не выбирал нам ресторан заранее, с помощью Трипадвайзера, то скорее всего ужин бы получился более удачный :). Но я читал, читал и получалось по отзывам, что самое лучшее место - это корчма все в том же "нашем" отеле Spichrz.

Торунь, вечер

Поэтому, сделав для порядка кружок по соседним улочкам, вернулись в Spichrz и уселись за столик. Подошёл официант, спросил, на каком языке нам принести меню, потом удалился и меню на русском принесла уже другая официантка, русскоязычная, думаю, что украинка, по всей видимости, новенькая, уж очень она волновалась.

Сразу же после заказа напитков (дети взяли свежевыжатые соки,  мы свеженалитого пива) нам принесли в качестве презента смалец и вкусный хлеб. Потом мы долго объясняли официантке, что хотим, она поняла и удалилась. Мне очень хотелось угостить как следует сына... Через минут сорок нам принесли тарелки, все так, но одна тарелка с рулькой явно не укладывалась в то, что мы заказали.

Позвали официантку, она ушла разбираться, вернулась, стала доказывать, что это то блюдо, которое заказал я, я ей - что нет, не то. В результате она и повар согласились, рульку она унесла и сказала, что через минут 20 принесет уже то. Но за это время сын съел салат, поковырялся в своей мясной тарелке и сказал, что наелся (а реально - ему ничего, кроме салата и сока, не понравилось). В результате пришлось мне доедать его заказ, от своего второго блюда я отказался, двадцать минут дополнительного ожидания нам были уже не нужны, не наелся только Илья, и я из-за этого слегка расстроился.

Честно говоря, это был не лучший ужин в Польше, вкус еды не восхищал. обыкновенное все, размер порции мы видели и побольше. Так что для ужинов в Торуни эту корчму рекомендовать не буду.

Ужин на троих с половиной нам обошелся в 144 злотых, что тоже не так уж и мало, особенно для Польши

Зато вечерний город понравился сразу. Торунь  готовился к какому-то празднику или фестивалю, подготовка еще не была закончена, но и на этом этапе все выглядело очень нарядно.

Мы с удовольствием прогулялись по светящимся многолюдным улицам, правда, не вчетвером, а парами. Дети как-то сразу от нас сбежали и сегодня мы их уже и не видели.

Ну, а мы с Мариной, вернувшись в номер после прогулки, еще осилили по полбокала французского вина с таким же сыром. У нас с собой всё это было.

За день проехали приличные 848 км. Машинка снова с ними справилась и теперь отдыхала на парковке возле всё той же башни. Завтра у нее пробег должен быть поменьше. Нам надо было доехать только до границы с РБ, поэтому завтра с утра осмотр города и потом неспешно дальше....

19 августа, суббота

Торунь, утро

Если не считать всяких технологических мероприятий, то утро начинается с завтрака. Завтраки и у нас, и у детей включены в стоимость проживания, поэтому мы их испытывали по отдельности. Если вы помните, мы остановились в апартаментах от всё того же невыговариваемого отеля, поэтому оделись и пошли к нему, одновременно начиная прогулку по городу. С утра на улицах тишина и никого, хорошо так.

Вход в ресторан мимо стойки рецепции, никто там у нас ничего не спросил, чего это мы с улицы сюда прёмся, просто девушка поздоровалась приветливо, но я ей на всякий случай показал ключ с грушей от номера.

А внутри у нас немного закружилось в глазах.

К сожалению, фотографии, особенно первая, не получились, руки задрожали от жадности :),  но я все равно их вынужден здесь разместить, чтобы вы имели представление и том обилии и разнообразии предлагаемых блюд, которое встретило нас здесь. Мы видели много завтраков, но чтобы вот так, кажется, впервые. Кроме того, что видно на фото, еще стол с горячими блюдами в разных видах, а также  отдельный стол с плитой, за ним повар, который готовил яичницы, омлеты, может, и еще что-то для посетителей по их заказу. Конечно же, большая кофе-машина и графины со свежевыжатыми соками, за которые вчера мы платили ощутимые деньги (стакан этого сока стоил примерно, как и бокал пива).

В общем, налетай и ешь, пей, сколько сможешь...

И мы налетели, но скоро устали :). К повару мы уже и не пошли, Марина с трудом сумела еще попробовать сладкие десерты, далеко не все. Как ни прискорбно, но мы отвалились, впрочем довольные и очень сытые. Сегодняшний завтрак напрочь перебил впечатления от вчерашнего ужина, при этом всё было реально вкусным. Но вызывало сожаление, что в большинстве это изобилие в общем-то прошло мимо. И было удивление, как другие посетители могут в себя столько впихнуть. Всё тоже, что и мы, потом еще каши, потом еще к повару, и всё это с большим количеством хлеба и гарнирами... Потом десерты верхом...

И тогда (может, ещё и из-за того, что вчера мне не удалось накормить сына) родилась мысль накормить детей как следует здесь и сейчас :). Апартамент-то у нас, по большому счету, был трехместный.

Завтрак до одиннадцати, время еще было. Марина предложила мне сразу сесть в машину и сгонять за ребятами, а я подумал, что они не успеют так быстро собраться, поэтому предложил сначала забрать наши вещи, а потом уже съездить за детьми. И мы с Мариной немного из-за этого, ну как правильно сказать - поспорили :), потому что на часах 9:40, а ей  почему-то запомнилось, что завтрак до 10 и она думала, что они не успеют из-за меня, упрямого. В общем, взяли машину, а поскольку рулю я, то приехали всё же к апартаментам, быстро собрали все вещи, практически на автомате, молча, загрузили багажник и поехали за детьми.

Ребята как раз заканчивали собираться, на мой вопрос, как позавтракали, Илья сказал, что завтрак фиговый, есть особо нечего (я специально на ходу заглянул в столовую, где еще завтракал народ, ничего особо плохого, стандартный набор, которому мы с Мариной обычно радовались и носов не воротили). На моё предложение позавтракать еще раз, если получится, дети радостно согласились. Снова, уже в который раз приехали на парковку "нашего" отеля, я показал табличку с временем завтрака (с 8:00 до 11:00) Марине  и она отмякла на глазах. А когда дети, снабженные для пущей убедительности ключом с грушей от апартамента, вошли в зал и начали завтракать, мир в семье был восстановлен окончательно :).

К слову сказать, было больше суеты. Что покушали? Съели по пирожному и выпили всё того же сока... Не удалось нам уменьшить это изобилие ни мытьем, ни катаньем... :).

И, сдав наконец наш ключ от номера, мы пошли рассматривать город при дневном свете. Снова по отдельности.

Торунь, день

Итак, Торунь. Конечно, как почти всё, что мы смотрели в этой поездке, этот город находится под охраной Юнеско как всемирное культурное наследие. Древние поселения появились здесь примерно в 1100-м году до н.э. Потом, уже в нашей эре, городом долго владел тевтонский орден, но в результате тринадцатилетней войны (1454-1466) Польша его себе вернула.

Осмотру центральной улицы, кстати, немного мешали световые конструкции, которые вчера вечером смотрелись вполне гармонично даже без включенной на них иллюминации, которая еще только настраивалась - тут и там на этих опорах висели электрики и соединяли провода.

Первым делом встретили ослика. Он стоит на том месте, где раньше стоял деревянный пыточный осёл с жестким острым высоким гребнем, и на него сажали провинившихся с гирями, привязанными к ногам. У нынешнего, бронзового, гребень тоже есть, но не очень острый и недостаточно высокий :).

Торунь считает себя городом Коперника, именно здесь он родился в 1473-м году, хотя большую часть жизни провел всё же не здесь. На  Рыночной площади перед ратушей Николаю Копернику установлен памятник, мы его вчера вечером уже видели, подойдем к нему и сейчас.

В общем-то вся дневная и вечерняя жизнь города крутится около этого памятника, и нам никуда не деться, не один раз мы будем с ним встречаться.

В основном здесь вся архитектура в стиле кирпичной готики: и внушительная величественная ратуша, и костелы, да и другие значимые здания.

Ратуша Торуни с большой часовой башней раньше считалась самой большой и красивой в Западной Европе, строилась она  с 1393-го года до конца 17-го века. Жители ее считают архитектурным календарем, четыре стороны - четыре времени года, внутри 12 больших залов и 52 комнаты (как недель в году). И, вроде, у Ратуши 366 окон, одно из которых открыто только в високосные годы.  Но мы не проверяли и не пересчитывали.  С 1861-го года в Ратуше открыт краеведческий музей.

Костел Пресвятой Девы Марии, построенный в 1239-м году, до 16-го века считался самым высоким в Европе...

Запомнился высоченными витражами и интересными росписями на стенах.

Университет имени Николая Коперника, хотя и построен сравнительно недавно (основан в 1945 -м году), тоже подчеркивает архитектуру города, .

Как и круглая башня "Кошачья голова", единственная сохранившаяся из "кошачьих" башен - "Кошачий хвост", "Кошачья лапа" и т.д. . Кошачьи названия - еще одна местная легенда, когда-то кошка, заорав от ослепившего ее света отблесков от рыцарских доспехов, встревожила местных жителей и те успели дать отпор подкравшимся шведским воинам.

Внушительный кафедральный собор Св.Иоанна Крестителя  (заложен в 1270-м году) снаружи не вписывался в рамку фотоаппарата. Внутри впечатлил красивыми витражами и картинами на стенах.  По преданиям, именно здесь крестили Коперника, сохранилась его купель, но в объектив не попала.

Еще собор известен тем, что у него второй по величине в Польше колокол - 7-тонная «Труба Господа», который был привезен в Торунь в 1500-м году.

Ну и, конечно же, Торунь - город пряников. Не стоит говорить, что здесь есть музей пряников, это очевидно и он недалеко от собора. А еще полно фирменных магазинов и магазинчиков, и в одном из них (Доме Пряника)  мы и купили их себе, попробовать. Вкусные, это совсем не то, что мы привыкли считать пряником, в основном в шоколадной глазури и с разной начинкой. Это т.н. катаржинки. Давным-давно торуньские крестоносцы  привезли с собой из Таллина красивую девушку по имени Катаржина. После того, как она отказала рыцарю в чувствах, ее поместили в местный монастырь. Поскольку Торунь был городом торговым и в нем всегда хватало различных специй и продуктов, Катаржина занялась выпечкой. Ее пряники отличались приятным вкусом, необычной пышностью и экзотическим ароматом. Тевтонский рыцарь, впервые попробовав пряники, был сражен наповал и приказал называть их «катаржинками» и, как я понимаю, от девушки отстал, удовлетворившись пряниками.

В общем, мы, подзадориваемые очередью, набрали их целый пакет (вот он, желтый такой у Марины в руке), ну будет чем детям заняться по дороге.

Кстати, вчера у нас на подушках  в апартаменте лежало по пряничку в качестве презента.

Снова прошлись по Рыночной, центральной площади города, здесь людно и весело.
Ну и напоследок попрощались с плотогоном Иво, спасшим город от нашествия заколдованных болотных рептилий, портивших жизнь всем горожанам. Он играл им, играл и они, зачарованные его игрой, вместе с плотогоном покинули город. За это он был награжден любовью дочери местного главы, когда вернулся в одиночестве, без змей и лягушек. Ну и, конечно же, получил вместе с девушкой всякие сокровища и другие материальные блага.
И нам осталось возле все той же "круглой" башни дождаться наших детей, которые не заставили себя долго ждать, и попрощаться с этим замечательным городом, полным легенд и преданий.

Круг замкнулся.

Ну а потом поехали, но проехали всего километра 3, как увидели слева супермаркет E.Leclerc. Хотелось еще немного увеличить объем вывозимого из ЕС сыра. Магазин оказался небольшим и небогатым на выбор, но все равно что-то еще купили и я положил всё это в наш авто-холодильник. Поехали дальше, путь я выбрал по бесплатным дорогам, минуя автобан, потому что навигатор нам не показывал большого преимущества, да и спешить особо было некуда, во сколько приедем, во столько и приедем.

Последнее путешествие бутылочки

Но километров через 50 у меня вдруг выступила испарина на лбу. Я понял, что не видел свою походную бутылочку в авто-холодильнике, когда укладывал туда сыр почти час назад, а это означает, что она осталась в морозилке в  апартаменте Торуни, там, куда я ее вчера вечером сунул. Ээх....Вот ведь, нельзя всё же спорить с Штурманом, хуже будет...

12 лет бутылочка сопровождала нас во всех наших поездках. Куплена она была,  наполненной содержимым согласно этикетки, в дьютике на пароме, следующем вместе с нами их Хельсинки в Стокгольм на празднование моего пятидесятилетия. И тогда же была освобождена от того содержимого, а значит подготовлена к новым приключениям и путешествиям.

В мае этого (2017) года она была так же забыта в морозилке холодильника в отеле в Казани и спасена моей сестрой, которая через месяц после нас тоже приехала в Казань и забрала оттуда мою любимую бутылочку-талисман. Но всё же вот.... Чуть не развернулся за ней. Но Штурман мудро на это мне сказала - может, так и надо, всё когда-то должно заканчиваться... Может, на этом закончатся и наши поездки. А может, только поездки нашей бутылочки. Ну, что же, прощай, спутница, иногда выручалочка, скромница, все время прячущаяся за другими ....

Надеюсь, что тебе на смену придет другая, которая тоже сможет поддержать нас в наших поездках хоть еще сколько-нибудь. Спасибо тебе....

И пока я горевал и вспоминал, мы все ехали и ехали, машинка наша, ничем, кроме гула, не напоминала о своей болезни, и поэтому скоро мы уже приехали во двор отеля Unibus в Бельск-Подляске. Почему сюда? А потому что в этом году мы решили попробовать для себя новый пограничный переход в Песчатке, и ближе к границе места для ночевки просто не нашли. У отеля был довольно неплохой рейтинг, ну и доступная цена. Для нас номер мы забронировали уже давно, а ребятам, когда узнали, что они едут с нами.

Отель довольно большой, вроде, даже сауна есть, за отдельную плату, бильярдный зал. Номера простые, без изысков, переночевать и все. Устроились, сходили в отельный ресторан на ужин. Кстати, еда, вроде, не особо хуже, чем в корчме в Торуни, и уже были все четыре блюда, да еще и салаты, и за ужин заплатили почти в полтора раза меньше, 107 польских злотых (1800 рублей) за всех нас четверых. Хотя, конечно, сервировка и все такое здесь были значительно проще, ну и никакого смальца в виде презента :).

Перед сном сын выпросил у меня ноут, им фильм какой-то надо было срочно посмотреть, в результате я не смог проверить по картам, как нам ехать на границу, а ведь собирался это сделать. Подумал, что утром само найдется.

А когда мы уже легли спать, за окном поднялся какой-то гвалт, послышалось топание по коридорам, какая-то суета, но всё это я уже воспринимал сквозь накрывающий сон.

Машинка сегодня проехала 372 км, сделала это успешно, на столько же километров приблизившись к дому.