< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Лигурия. Чинкве-Терре

11 августа, пятница

Продолжаем движение от цели путешествия - Сатурнии к дому, но при этом продолжаем от дома удаляться. Сегодня нам осталось просто приехать в место, максимально, по нашим понятиям, приближенное к следующему объекту изучения - пяти итальянским землям Чинкве-Терре. Дома, разбирая различные советы по осмотру этого итальянского "чуда" мы поняли, что оно должно начинаться и заканчиваться в г. Специя (La Spezia), поэтому и жилье мы искали там. Но в самом городе было либо слишком дорого, либо откровенные общаги, и мы остановились на варианте в 15 км от города, апартаменты типа "постель+завтрак"  B&B La Fontanella. Причем сначала мы планировали остановиться за 100 км от Специи и даже забронировали по пути ночлег, но потом, после раздумий и сомнений, что будет с нашими продуктами в машине, когда она день простоит на солнце, пока мы гуляем по землям, и после того, как мы начитались положительных отзывов о Фонтанелле, то решили забронировать еще одну ночь там же. Т.е. у нас была не одна бронь на 2 ночи, а две брони, и мне даже пришлось это объяснять письмом хозяйке жилья Сандре, чтобы она поняла, что мы одни и те же. И не выселяла бы нас днем, и не заставляла (при возможности) перетаскивать вещи из одного номера в другой. И Сандра поняла и все нам подтвердила.

Из Сиены мы поехали автобаном, чтобы успеть приехать до ночи и до темноты. По дороге погода начала портиться и уже недалеко от Специи заморосил редкий дождик.  Мы проехали через город окраиной и потом через довольно длинный тоннель выехали "наружу". А потом нас навигатор свез с трассы на узкую-узкую дорожку, которая довольно скоро превратилась в горный серпантин в полторы машины среди леса. Стало уже совсем темно, из-за дождя видимость еще ухудшилась и минут 10 мы ехали в некотором напряжении и ожидании, когда же... А потом тихая пустая деревенька с тратторией, около которой только и было какое-то оживление, потом навигатор нам сказал, что мы приехали, мы встали, покрутили головами и увидели стрелку с названием нашего жилья, которая показывала в узкий, не шире 2-х с половиной метров переулок, круто спускающийся куда-то вниз, в черноту.

Спустились, там еще крутой поворот во двор, в который мне удалось вписаться. И только мы остановились, как на втором этаже открылось окно, оттуда высунулась женская радостная голова и сказала что-то, наверное, поздоровалась. Мы поняли, что это Сандра. Так и оказалось, скоро она уже была около нас и начала хлопотать вокруг. Номер у нас на втором этаже, вход на него через общую кухоньку-столовую с холодильником, стиральной и посудомоечной машинами, таблеточной кофе-машинкой. На столе конфетки, печенюшки, таблетки для кофе, в холодильнике минералка с газом и без, йогурты. Всё это, сказала нам Сандра, можно без ограничений есть и пить хоть целый день.

Номер оказался просто отличным, со вкусом оформленный и  с огромной ванной комнатой. После темной душной комнатки в Ла Консерве в Семпрониано здесь был просто рай. А в номере на комоде стояло ведерко со льдом и в нем завернутая в салфетку бутылка белого сухого вина и рядом два бокала. Это презент, сказала нам хозяйка, и было очень приятно. Потом она посетовала на погоду и сообщила, что если дождь, то завтрак будет внизу, а если погода наладится, то на террасе на свежем воздухе. И на этом удалилась, пожелав нам хорошего вечера и ночи. А мы радостно остались привыкать. Правда, мне пришлось притащить вещи на второй этаж, а Марина в это время пристроила в ванной мультиварку и сварила необыкновенную вкусняшку из курицы и овощей, которые мы недавно купили в Сиене. И пусть за окном сеет дождь, но сегодня у нас всё очень хорошо.

За день проехали 326 км.

12 августа, суббота

Утром выглянули в окно, а за окном голубое умытое небо, редкие облачка и вид из окна на соседние горы и холмы потрясающий. Значит что, идем искать террасу, где нам, скорее всего, дадут сладкие пироги. Вышли во двор, здесь откровенно прохладно, и стали озираться. И снова из окна второго этажа выглянула Сандра и помахала нам рукой - идите вон туда.

Мы пришли - на большой террасе второго этажа накрыто три стола, на каждом на блюдах йогурты, печеньки, пироженки, стоит вода в бутылочках, соки в маленьких коробочках. Сели, Марина стала ежиться от прохлады и я сходил в номер за кофтой. Потом подошла Сандра - какой кофе будете? Ну, это привычно и я потянулся за булкой. Но Сандра принесла нам большую тарелку с мясной нарезкой и еще тарелку с мягкими сырами. Ну и кофе, очень вкусный, кстати, Марине, капучино. Я почему-то сегодня решил попить чаю... А затем еще и круассаны. Потом я увидел, что на отдельном столике стоит полный подогреваемый кофейник, это значит просто наливай кофе и пей, а то, что Марине принесли, порционное. Ну, совсем другое дело, наелись. А когда уже начали лопать круассаны, Сандра выглянула и спросила - будете яичницу, сейчас пожарю и принесу? А мы уже сладким животы набили :), пришлось отказаться, но я запомнил это предложение на завтра. И все это на свежем воздухе, вокруг зелень леса и голубизна яркого неба, очень здорово.

А потом мы сели в машину и по вчерашнему серпантину устремились обратно в город Специя. Днем он выглядел получше, хотя все равно опасная дорожка. На одном из поворотов мне прямо в лоб вылетел местный гонщик на стареньком автомобильчике и пришлось оттормаживаться. В темноте бы мы друг друга заранее увидели. Но слава Богу, затормозили вовремя и потихоньку разъехались.

Ну так вышло, что посещение Чинкве-Терре выпало на выходной день, и это место в Италии, и так не обойденное вниманием, сегодня будет еще более населено нашими толпами. Но тут ничего не сделаешь - в длинных поездках обязательно попадаются общие выходные дни.

Итак, Чинкве-Терре. Это национальный природный и рукотворный парк, образованный чередой из пяти деревень, живописно расположенных на скалистом лигурийском берегу - Риомаджоре, Манарола, Корнилья, Вернацца и Монтероссо в порядке удаления от Специи.

Парк с 1997-го года находится в списке Всемирного Наследия Юнеско, поселения здесь начали появляться в ХI-м веке, в них до сих пор остались средневековые защитные сооружения от пиратов и вся их история пронизана борьбой с пиратами и другими посягателями за жизнь и свою свободу. Теперь вот они борются и одновременно живут с туристами. Въезд на автомобиле в парк запрещен, мы знали об этом и о том, что туда можно добраться на кораблике, автобусе или поезде. Поезда уходят и приходят на ж.д. вокзал в Специи. Между деревнями можно передвигаться на этих же видах транспорта или же пешком по специально оборудованным тропам. Тропы в некоторых местах платные, но можно купить специальную туристическую карту и тогда все перемещения, кроме корабликов, становятся оплаченными.

Всю эту теорию мы знали заранее, но как всё это выглядит на практике, пока не понимали. Хотелось и на кораблик, и пешком, и искупаться... В общем, всё хотелось. Насчет искупаться нас пугали - типа негде будет совсем, ну, может, в Монтероссо, там песчанные пляжи, но много народа. Но мы купальники всё равно в рюкзачок положили, а также кепки и бутылочки с водой.

Теперь надо было определить место стоянки машины. Я заранее по описаниям нашел два бесплатных места - одно недалеко от вокзала, другое далеко, но вроде бы с бесплатным шаттлом к вокзалу. Приехали на "близкое" (44.107385, 9.808449), всё забито. Марина предложила покататься, поискать другое место, прежде чем уезжать на "далекое" (44.114538, 9.847312). Ну, я и поехал просто куда глаза глядят. Проехал немного, понял, что удаляюсь от нужного, развернулся и по другой улице назад, и на одном из перекрестков мы увидели улицу, сплошь состоящую из парковок на ее средней части, повернули туда, проехали немного и увидели место для остановки. Пока разворачивались  к нему, возвращались, я все боялся, что займут. Но когда подъехали, оказалось, что там места для нас маловато, можно, конечно, впихнуться, но другие проедут с трудом, машинка у нас длинноватая. И пока расстраивались, стоящая на парковке перед нами машина стала отъезжать и освободила нам отличное место даже немного в тени дерева. Парковка здесь бесплатная.

Собрались, я взял навигатор в рюкзак и мы пошли искать вокзал. Карты города у нас не было, я надеялся на своё ориентирование на местности, но как оказалось, зря :). Честно говоря, я пока не очень понимал, где тут что, наши блуждания на машине с разворотами по городу еще немного меня закружили, и мы, вернувшись на перекресток, там уже повернули строго не туда. Прошли метров 300, чем дальше, тем безлюднее, а это плохой признак в поисках достопримечательностей :). Спросили дорогу, пошли назад. Я достал навигатор из рюкзака, ну, думаю, сейчас он нам покажет, где что. Но оказалось, что я, когда его укладывал, нечаянно включил, а он у нас с точки зрения аккумулятора слабоватый. Короче, разрядился он за эти 15 минут вовсе и был убран назад. Пошли снова наобум и как оказалось, снова подались не туда, уже на другом перекрестке нас подвела стрелка направлением на Cinque Terre, но это была стрелка на кораблики, т.е. в порт, а мы хотели на вокзал и на поезд.  Пришлось снова спрашивать дорогу. А когда спросили, то молодые люди попросили минутку, сбегали к себе в машину и оттуда принесли план города. На нем ткнули в вокзал, в нас, и потом отдали нам этот план, у них еще был. Всё, теперь мы сориентировались и уже стало все понятно, куда идти и где что. Непонятно пока,  что же там, дальше, как нам попасть в неведомые земли...

В городе тоже оказалось интересно, та улица, по которой мы шли, вся усажена апельсиновыми деревьями и апельсины эти валяются сплошняком на тротуарах. Марина подобрала один, почистили - горький, есть невозможно. Поэтому и валяются, могли бы и повкуснее посадить... Хотя тогда бы их пообрывали и не стало бы красоты.

Прошли мимо церкви Девы Здоровья, сравнительно новой, она построена в 1900-м году и за ней сразу направо улица к вокзалу.

Честно говоря, не знай мы, что тут вокзал, прошли бы мимо. Просто вход в какой-то тоннель, а вокзал внутри.

Ну вот, пришли, что теперь и как... Стоят очереди в кассы, я так понимаю, на все направления, по залу ходят девушки-диспетчеры, люди к ним подходят и они их направляют кого куда. Я робко попросил Штурмана, может, и нам спросить, но нет, встали в очередь... Правда, стоять пришлось недолго, минут пятнадцать и вот мы у окошка. Спрашиваем - как посмотреть Чинкве-Терре. Кассирша нам говорит - для этого лучше взять Cinque Terre Card, стоит 16 евро на человека. Ну давай, говорим. Она нам дает два билетика, дает POS-терминал, я ввожу PIN-код и билеты у нас, на телефон СМС пришла почему-то позже.

Осталось дело за малым, как теперь этими билетами пользоваться. Нашли перрон, с которого поезд отправляется, но мне кажется, что что-то недоделали, вроде, надо билеты активировать где-то. Может, в поезде? На перроне никаких аппаратов для этого не видно. Как оказалось потом, они висят в переходе на перрон, мы и не заметили.

Риомаджоре

На перроне (мама родная!) народу полно, но пришла электричка и все втиснулись,  в вагоне было реально тесно, как в московском метро в час пик. И мы поехали только до первой станции, Риомаджоре и там вылетели из вагона, как пробки из бутылки. Здесь тоже уже на перроне толпа, а в коридоре перехода стоят контролеры с аппаратами, билетики поголовно проверяют. У кого в свой аппарат суют, а кому машут - проходи, не толпись. Нам махнули и мы прошли с неактивированными билетами. И тут же на всякий случай их активировали, правда, не с первого раза. Сунули билет в аппарат, а он выплюнул, еще раз сунули - написал, что все ОК, поезжай.

Когда вышли из толпы и отдышались, я посмотрел на телефоне СМС про оплату билетов и опа, а с карты списало только за один билет, 16 евро... Ну не возвращаться же теперь, пришлось принять как подарок. Еще были сомнения, что спишется позже, но нет, так и не списалось, и мы посмотрели все пять земель за полцены :).

Ну, пошли смотреть, что же это за земли такие, на примере первой - Риомаджоре. Где-то раньше я читал, что здесь с вокзала надо идти через тоннель, но сегодня все это забылось, и мы как-то с чередой других туристов пошли по тропинке вверх и вверх и забрались довольно высоко. В результате осмотр этой деревни мы начали сзади, вышли сначала к церкви 14-го века Святого Джованни Баптиста, которая сама построена на древней романской постройке. От нее спустились по узкой улочке и попали на главную торговую улицу деревни. Кстати, здесь самый популярный во всех пяти землях товар - это лимонное мыло в разных формах, в основном это сердечки и лимончики. Тут же нам встретилась лавка, где продавали на развес местный деликатес - разные рыбки  во фритюре. Мы посмотрели, отметили для себя, что надо позже это обязательно попробовать, но пока рано, еще не улегся завтрак Сандры. Забегая вперед, скажу, что больше нам это не попалось на глаза нигде, и мы рыбку так и не попробовали....

Над Риомаджоре возвышается крепость или замок с часами на башне, который начал строить маркиз Туркотти еще в 1260-м году, а закончили строительство только в  конце 16-го века.

И потом эта главная улица выходит в морскую бухту с естественным морским бассейном, в котором уже вовсю плескался народ. И отсюда открывается выставочный вид на деревню.

Подошли к кассе на кораблики - написано, что в связи с повышенной волнистостью моря сегодня на корабликах отсюда не катают.

Дальше мы должны были по нашему плану пойти пешком в соседнюю Манаролу по знаменитой Тропе Любви. Но этому плану было не суждено сбыться - тропа без объяснения причины была закрыта на замок...:(. Честно говоря, нас предупреждали, что такое может быть, тропы эти закрывают. Вот так сразу обломалось два варианта осмотра из трёх.

И нам ничего не осталось, кроме как идти на поезд. Правда, сразу же нашелся тоннель, через который без всяких подъемов и спусков мы пришли на перрон И на "Тропу любви" посмотрели из окна электрички.

Народу, кстати, значительно поубавилось и толкаться уже не пришлось, даже на следующей станции освободились сидячие места, и это определило наш дальнейший план. Мы поехали в последнюю по списку деревню Монтероссо и оттуда будем возвращаться назад.

Монтероссо-Аль-Маре

Это самая большая деревня из пяти, скорее, уже даже городок. Электричка привезла нас в новую часть города, до исторической части надо идти вдоль огромного пляжа. Пляж под названием Феджина в этой части весь платный, причем на каждом входе висит табличка, что мест нет, хотя явно видны пустые шезлонги. И возле каждого билетера стоят люди с купальными принадлежностями и что-то обсуждают.

В конце, уже возле исторического города, пляж становится бесплатным, но его замусоренность не вызвала у нас желания здесь искупаться, и мы пошли на осмотр городка.

Честно говоря, Монтероссо в исторической части не показалсяся очень интересным, несколько улочек, церковь  вот и все. Да и выглядит он не так, как другие деревеньки, нет здесь горного восхождения домиков, они все расположились в довольно просторной долине.

Трудно пройти мимо полосатой церкви Сан-Джованни-Баттиста, построенной между 13-м и 14-м веками. Внутри церковь восстанавливается в заалтарном пространстве и на столе лежат строительные каски, которые предлагается надеть посетителям, желающим туда пройти. Но никто не надевает, полагаясь на Бога.

Солнце все больше и больше разогревало воздух, стало уже жарковато и мы на обратном пути со все большей завистью смотрели на купающихся. Потом все же не выдержали, спустились вниз, к билетеру. И он нам сказал, что мест нет (лежак стоит порядка 10 евро), но мы можем пройти бесплатно, нам только нельзя пользоваться платными местами. Это меняло дело. Переоделись, как белые люди, в кабинке и пристроились на удобном месте. И только собрались в воду, как подошел "надзиратель" и сказал, что если билета нет, то нам надо идти дальше, там для простолюдинов есть место. Пошли, метров 200 и "там" было настолько тесно, что пришлось походить и поискать пятачок для одного полотенца. Нашли, но Марина побоялась оставлять вещи без присмотра и купались мы по очереди, тем более, что по пляжу постоянно шныряли продавцы всего и разные подозрительные лица.

Но вода оказалась настолько хорошей, в меру теплой и приятной, что все эти заботы и неурядицы стали не важны. Наплавались в удовольствие, особенно Марина. Открытый душ тут, кстати, в наличии, а переодевались мы, как и все остальные простолюдины, в туалетах, и за это я получил от Марины, не дав ей вернуться назад, в кабинки. Я, конечно, заленилсяся, виноват.

Продолжаем изучение, теперь уже возвращаясь назад. Следующая деревня Вернацца. Кстати, электрички ходят не слишком часто, мы это поняли, когда проболтались около вокзала больше получаса, а ехать от одной деревни до другой минут пять, потом мы уже и стали смотреть расписание на выходе, чтобы понимать, когда подойти на отъезд, чтобы бесцельно не слоняться по жарким перронам, тени там особой никто не придумал и лавочки всегда заняты.  По правде,  к вечеру нам эти перроны уже изрядно надоели. Но пока еще не вечер и мы полны сил, особенно после купания.

Вернацца

Небольшая приятная деревенька с уже привычными нам разноцветными домами и главной улицей, спускающейся в гавань. На улице, точно так же как на наших улицах автомобили, припаркованы рыбацкие лодки. Отсюда есть выход на "загородный" пляж, через дыру в скале, причем перед дырой веревочное ограждение и надпись, что проход запрещен, но все деловито через веревку перешагивают, все, кроме нашего законопослушного Штурмана. Над дырой, кстати, довольно угрожающе нависает жилое здание, подпертое камнями.

Но смелые потом получают возможность не только посмотреть на природную гавань, но и искупаться при желании, правда, без всяких раздевалок и душей.

Вся красота в деревне сосредоточена в красивой гавани. Конечно же и здесь люди вовсю купаются и загорают прямо на камнях, а остальные, деликатно через них перешагивая, фотографируют окружающее.

Вернацца появилась на своем месте в 11-м веке, постепенно укрепляясь в целях защиты от пиратов, в результате здесь на скале в 15-м веке была построена крепость со смотровой башней, и тогда поселение имело важное значение в местности. Потом все пришло в упадок и только в 19-м веке начало восстанавливаться.  Здесь издавна выращивают винный виноград сорта Верначча и, скорее всего, от него и дано название деревушке. В 2011-м году в результате сильных дождей и горных селей деревня была практически погребена под 4-х метровым слоем грязи и мусора, все жителя были эвакуированы и восстановление продолжалось несколько месяцев. Сейчас же об этом ничего не напоминает, все чисто и красиво.

Одна из главных достопримечательностей, церковь Санта-Маргарита-де-Антиохия, построенная в начале 14-го века, очень живописно стоит в гавани на главной площади
И здесь, как нам показалось, самые узкие улочки из всех пяти деревень. Ну или нас стало тянуть в их полуденную прохладную тень, потому что становилось все жарче.

Следующая деревня, Корнилья, единственная из пяти деревень, не имеет своего пляжа и гавани. Она построена на крутой скале на высоте около 100 метров над морем и это приносит определенные неудобства для посещения, которые, кстати, и запомнились больше всего.

Корнилья (Corniglia)

Всё надо знать заранее. Из электрички все выходили быстро и деловито, мы же расслабленно и озираясь по сторонам.

В результате мы оказались в хвосте длинной очереди на автобус, откуда же нам было знать, что придется ехать еще и на автобусе. Нет, ну если бы мы перед поездкой освежили данные, то знали бы, но на это никогда не хватает времени. Более того, первый автобус ушел и мы его даже и не увидели. Как часто они ходят было непонятно, расписание какое-то загадочное. Минут через 15 автобус подошел, в него влезла третья часть очереди и мы стали разбираться с ситуацией, как быть дальше. Осмотрелись, до деревни на скале идти с километр, дорожка просматривалась, и мы пошли. Тем  более, что у нас остался нереализованным пеший поход. Дорожка идет себе недалеко от железной дороги вдоль моря, но приходит она к местной достопримечательности - лестнице Лардарина, состоящий из 33 пандусов с 382 ступенями, по которой и надо подниматься наверх. Честно говоря, занятие непростое и нам стало понятно, почему все так ринулись из поезда к автобусам.

Но мы поднялись, с нами, надо сказать, поднималось еще немало упорного народа, причем, многим это давалось с видимым трудом. На пандусах можно было остановиться и посмотреть на железную дорогу и залив сверху.

Наверху всех ждет табличка с поздравлением и открытая аптека :). Поздравления были приняты, а аптека не пригодилась.

Деревня, как и практически все в этой земле, развивается около своей главной, но при этом довольно узкой улицы. Она приводит к церкви Святой Катарины, за которой можно выйти на террасу с отличными видами практически на всю Чинкве-Терре.

Если пойти в другую от моря сторону, то после крутой лестницы попадаешь к еще одной достопримечательности - приходской церкви Сан - Пьетро , в готическом стиле, построенной в четырнадцатом веке на развалинах часовни XI века.

Ну и потом снова к лестнице Лардарина, спускаться конечно же легче, но тоже занятие еще то.

И осталась у нас в программе дня только одна деревня, Манарола. Мы довольно спешно пришли на перрон, ко времени, но наша электричка почему-то не пришла и надо было с полчаса подождать. Потом пришел какой-то поезд, пустой, мы в него вошли, но, вроде как, этот шел дальше без остановок и мы спешно вышли, как и все, кто вошел с нами. Т.е. тут надо внимательно отслеживать перемещения, дабы не прервать неожиданно для себя недоделанное.

В результате мы все же приехали в Манаролу, внимательно изучили расписание обратного выезда и через тоннель пришли в эту деревню.

Манарола

Самая древняя из пяти деревень и, пожалуй, самая фотогеничная деревня из всех, причем сразу мы этого не поняли.

Из тоннеля мы пошли направо и наверх, прогулялись по главной улице, и Марина явно потянулась к входу в тоннель, я же ей показал, что улица спускается ниже и приводит нас в уже привычную лагуну с купальщиками.

Оттуда по противоположной стороне в скалах вырублена пешеходная дорожка, позволяющая в полной мере насладиться красочным видом деревни.

И дальше эта тропа заворачивает за скалу и идет вдоль берега в сторону Корнильи. Но мы там недавно побывали.

Вот и все, осмотр был закончен. Понравилось ли нам? Скорее, да, чем нет. Интересно и необычно, красиво. Конечно повезло с погодой,  солнце и чистое небо добавляли фотогеничности. При этом не было удушающей жары, которая могла и не дать нам все сделать. Жалко, что не получилось посмотреть деревни с моря, жалко, что не прошлись по тропе Любви. Кстати,  почему она имеет такое название. Конечно же есть легенда - в древние времена пара молодых людей, девушка и юноша, один или одна из которых жил в Монароле, другой или другая в Риомаджоре. Тогда деревни враждовали и пара не могла нигде видеться, кроме как на тропинке из одной деревни в другую. Но однажды они сорвались с тропинки в море и погибли. И жители деревень, устыдившись этого, помирились навсегда. Вот так.

Сели на электричку в последний раз и приехали на вечерний вокзал, от него до машины на самом деле идти минут 15. Мы даже еще зашли в Supermerkato и купили вина и сыра на ужин.

Потом серпантин  - и мы дома. А там тосканские равиоли, приехавшие с нами из Семпрониано, вполне соответствовали теме дня. Хорошего и интересного.

Ездили сегодня больше на электричке, чем на машине.

Завтра у нас день переезда, мы покидаем Италию и должны оказаться во Франции, в Гренобле. Поэтому с вечера я довольно тщательно выбирал маршрут, за день надо было проехать довольно много километров и хотелось сделать это как можно быстрее, но бюджетнее. Оптимальным казался вариант мимо Турина, доехав до него по автобану, а потом надо было объехать дорогущий тоннель из одной страны в другую. 45 евро мы не были готовы платить за 13 километров перемещения в горе. Судя по навигаторам, на объезде тоннеля мы теряли примерно час, оно того стоило. Столько в час мы к сожалению не зарабатываем, даже вдвоем.