< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Польша. Гнезно и Чоснувка. Дорога домой

Город Гнезно  мы сначала объехали почти весь вокруг центра, такой маршрут въезда приготовил наш навигатор, и нам постоянно справа был виден его главный объект - собор Успения Пресвятой Девы Марии. Он доминирует над всей окрестностью, и его наличие уже оправдывает наш приезд сюда.

Вообще-то, это город с очень богатой историей и очень старый. Он возник в конце 7-го века. По польской легенде три брата, Лех, Рус и Чех, путешествовали и искали место, где можно обосноваться.  По дороге они увидели большой холм, на котором рос высокий дуб и на его верхушке в гнезде сидел белый орел. Лех сказал, что остается здесь, и построит  крепость, а назовет он ее Гнезно, в честь орлиного гнезда. Он так и поступил, а белый орел стал символом польского народа. А два брата поехали дальше, искать свои места...

В 10-м веке Гнезно стал столицей древнепольского государства, потом епископским городом, с 1000-го года до 14-го века он был местом коронации польских королей.

Как было сюда не заехать, тем более что город очень хорошо расположился по расстоянию от нашей последней остановки.

По словам навигатора, мы не сможем достичь конечной цели (нашего жилья) без особого разрешения. И правда, когда до этой цели ("Hotelik City") осталось метров 100, то навигатор нам предложил ехать прямо на столбики, огораживающие центральную пешеходную площадь города  "Rynek". Ну, т.е. наш отель расположен центрее некуда.  Я на столбики не поехал, свернул в улочку, огибающую площадь и сзади нашего отеля увидел машину, освобождающую место на тротуаре. Ну, там все машины так стояли, на тротуаре.  Да, забыл сказать, что в последние 15 минут заморосил сначала редкий, а потом все более частый дождь. И сейчас он стал уж совсем частым. Закорячил машину на бордюр тротуара в освободившееся так кстати место (неудобно так парковаться, особенно в ограниченное место и с запотевающими стёклами, но получилось), мы выскочили из машины, трусцой под дождём обежали отель вокруг и зашли в его центральный вход.

Тут не похоже на отель, привычного вестибюля нет, вход с улицы сразу в маленький бар или закусочную. Но про нас барменша знает и нас ждет, правда, она понимает только польский и немного громкий русский. Но с помощью приглашенной из кухни девушки, наверное, посудомойщицы, которая понимала еще и тихий русский, мы все узнали.  Парковка отеля - это его задний двор, как раз напротив его ворот мы оставили машину, сейчас нам откроют ворота и мы заедем. Но, хоть из двора  вход в наше помещение  и есть, но он через кухню, поэтому носить вещи и просто ходить нам там "не можно". Только вокруг, через площадь... В отельную часть проходим мимо барной стойки в неприметную дверь около неё.

Ну что же, пошли с барменшой, посмотрели номер, стандартный, с забавным балдахином непонятного назначения над кроватью, окна на площадь, на последнем, конечно же, этаже по узкой лестнице (кажется, что Букингу все отели всегда отдают самые верхние этажи и номера в самых дальних углах  коридоров). Но есть приветственная бутылка воды на столе и конфетки на блюдечке, поляки это любят делать, да и нам приятно.

Потом вернулись к машине, ворота уже были открыты, мы въехали в тесный дворик, в котором нашу, довольно длинную, машинку можно было поставить только возле трех больших мусорных баков.  Дождь, правда, закончился, и мы не промокли, пока несли сумки в номер.

Ну вот и устроились, осталось поужинать. Как оказалось, вариантов, где это сделать, если просто идти и выбирать, не так уж и много и они расположены либо на площади, либо на центральной улице, уходящей от площади вверх по склону.

Мы прошлись по улице, везде было все как-то не так: или дорого, или неуютно, или то и другое. Вернулись на площадь, на ее противоположной от нашего отеля стороне был ресторанчик, по-моему "Журавль и  цапля", почти полностью забитый посетителями, столики на улице под навесом, крайние мокрые от дождя. Внутри ресторана, в его помещении, тоже сидят посетители, но там шумно и накурено. Ну давай здесь, что ли, под навесом, перекусим. Давай. Сели за единственный свободный, почти сухой столик, ещё не убранный после прошлых посетителей и стали ждать, разглядывая грязные тарелки. Мимо пролетали запыханные официантки, не особо обращая на нас внимания. Я одну подозвал - пожалуйста, давай(те), мол, уберись (те) на столе и меню тоже давай (те)... Она кивнула, сейчас все будет и улетела. Посидели еще минут 10, никого. Тогда Марина говорит, а чего мы ерепенимся и выёживаемся, пошли в наш кафе-бар, там, наверняка, есть какой-то перекус... Ну и пошли, чего не пойти.

Пересекли площадь, подошли к нашей барменше - а покушать тут можно? Да можно, конечно, садитесь, сейчас меню вам принесу. И принесла, а там, в общем-то, полно всего разного. Это все можно? Да можно, конечно... Только у них система полу-столовская. Надо всё выбрать из меню, еду и напитки, потом подойти и в баре заказать, оплатить все заказанное,  и тогда все принесут... Странные поляки :), но, видимо, это связано с тем, что официантов здесь нет, следить за улицей некому, поедят клиенты и смоются. Но нам без проблем. Выбрали всё, что захотелось, потом я пошел, на громком русском взял ещё пару пива, оплатил всё картой и ужин состоялся.

С оплатой, правда, были небольшие заморочки - никак барменша не могла добиться результата в злотых - все время на терминале выскакивали то доллары, то евро. Потом позвонила кому-то, что-то неуверенно понажимала, и на экране вдруг появились вожделенные злотые, счёт был оплачен.

Да, в процессе ожидания ужина жена стала замерзать, сидели-то мы за столиком на открытом воздухе. А куртки наши, понятно, в машине, которая возле мусорки в закрытом дворе.  Мы же из немецкой жары приехали, про куртки даже и помнить забыли. Но Марина взяла ключ от машины и пошла, пока я ждал заказа. И оказалось, что ворота во двор только прикрыты, Марина оделась и стало совсем хорошо, особенно когда принесли еду и напитки.

Да, блюда на вид как под копирку, что у Марины курица, что у меня кусок свинины, но тарелки реально большие, всего много, съедобно и даже вкусно, и мы наелись...

И если принять во внимание, что наш ужин обошелся нам в 55 злотых (950 рублей), то можно твердо сказать, что он нам понравился.

И даже еще успели после так удачно сложившегося ужина прогуляться немного по уже ночному городку. А куда тут гулять, кроме как к собору, тем более, что он так призывно светился и до него не далеко.

А ночью, когда мы уже собрались спать, все поляки собрались за уличным столиком в "нашем" кафе как раз под нашим окном и громко что-то обсуждали, пришлось окно закрыть. Но они все равно были громче его звукоизоляции, при этом я не понимаю, как можно так громко произносить столько шипящих :). Хотя не знаю, может, все же лучше окна, выходящие на уличных громких поляков, чем на мусорку с другой стороны отелика. Все равно в результате заснули, и когда угомонились поляки, я уже и не знаю.

За день проехали 562 км.

27-го июля, в пятницу

Гнезно

В нашем отелике всё прямо-таки по-серьёзному, даже заявлен завтрак "шведский стол". Мы, конечно, не планировали, что тут будет какой-нибудь изыск. Так и оказалось, типичный континентальный завтрак. При этом интересно, кафе-бар наш открыт одновременно и для нас, и для внешних посетителей с улицы, которые, взяв, например, кофе, сидели и пялились на нашу ветчину и вареные яички, расставленные на "шведском" столе :).

Это видимо в основном, судя по их возрасту, местные пенсионеры, наверное, развлечение у них такое каждый день. Ну что же, кому что доступно. Кому на даче с утра грядки пропалывать в Энгельсе, а кому с чашечкой кофе на Рыночной площади каждое утро наблюдать, сколько ветчины слопает отельный постоялец. А барменше свое развлечение - не проследить, чтобы пенсы не стырили со стола кусок колбасы или вообще яичко.

Ну, а мы вполне уютно устроились завтракать, практически на центральной площади, там же, где вчера ужинали, заодно сфотографировали наш отелик.

А потом, сразу из-за стола, пошли на осмотр и прогулку. Первая достопримечательность города была прямо перед нами - это его центральная Рыночная площадь. Она всегда тут была, пока существовал город, но старые здания не сохранились - они были полностью уничтожены пожаром в 1819-м году, после которого всё, что осталось, снесли и построили новые здания по единому плану. На площади есть линии из красного камня, обозначающие границы старых зданий.

Вообще-то, город расположился на семи холмах, на одном из них, горе Леха (того самого, из легенды), и была построена главная городская достопримечательность - собор Успения Пресвятой Девы Марии, к которому мы и направились по утренней, еще почти пустой, улице.

Церковь на этом месте была построена еще в 977-м году, и в ней были захоронены мощи святого Войцеха, самого почитаемого святого в Польше, её небесного покровителя,  но потом церковь разрушили, снова построили и снова разрушили. И только в 1342-м году был уже окончательно построен храм, дошедший до нас в своем нынешнем виде, хотя и с ним происходили разные пожары и прочие обычные церковные неприятности. В 1931 году папа Пий XI присвоил храму почётный статус малой базилики.

Чтобы попасть внутрь собора и залезть на одну из его колоколен, надо было купить билеты, все стрелки нас направляли к кассам. Мы обычно в культовые сооружения за деньги не ходим, но тут всё же решили изменить этому правилу и подошли к кассовому окошку, иначе пропадал смысл поездки сюда вообще (ну кроме ужина и где-то переночевать).

Тем более, что цена билета на колокольню была какой-то незаметной, что-то около 5 злотых, а с пенсионеров так вообще по два. Но тут оказалась засада. Злотых у нас не было, а в кассе не было оплаты картой. Я предложил кассирше евро или рубли, но ни то ни другое ее не устраивало. Ну что делать, значит, все же не судьба нам платить за вход в церковь. Повернулись и пошли к выходу, не солоно хлебавши....

Но тут из боковой двери выскочила другая женщина, в возрасте, на польско-русском нас спросила - вы же пенсионеры? Марина не любит, когда ее так называют, промолчала, а я с готовностью подтвердил наш заслуженный статус. Вы же хотите только на колокольню? Мы почти согласились, ну да, на колокольню тоже хотим... И тогда она нас снова подвела к окошку, что-то сказала кассирше и та дала нам какую-то бумажку, на ней ручкой было написано 4 злотых (4 zł) и сказала - идите на колокольню, там вас пустят.

Вот так в Польше уважают пенсионеров, даже русских :).

Кстати говоря, собор внутри был весь в лесах и в реставрации и в нем никого, кроме пары строителей и нас, не было. Но мы сразу же полезли на колокольню и получили возможность посмотреть на город сверху.

На смотровой площадке покатый и довольно скользкий плиточный пол, так и сносило к её ограждению.

Спустились из колокольни вниз, вход в собор открыт, внутри по-прежнему никого, мы и строители. Переглянулись и пошли через леса смотреть на его главную святыню. Здесь, в соборе, в серебряном ковчеге (1662 г.) лежит деревянный ларец 12-го века, в котором покоятся мощи Святого Войцеха.

Ковчег установлен внутри позолоченного алтаря на четырех серебряных скульптурах, олицетворяющих разные человеческие сословия.

А еще одну достопримечательность храма - его ворота 12-го века, мы не увидели из-за ремонта и опасения, что нас отсюда всё же попрут с нашим четырехзлотовым билетиком, полученным бесплатно. Не могли мы уж очень настойчиво искать  реликвии, только мимоходом невзначай глянули одним глазиком :).

Потом не спеша прошлись по городским улочкам, рассматривая и запоминая этот небольшой, но приятный городок.

И вот еще обнаружили в разных местах пару забавных кроликов - строителя и нашего брата, дегустатора.  Их тут и еще есть, но нам больше они не попались...

Кролики побольше вроцлавских гномиков, но тоже хорошо попрятались.

Потом я прочитал, что эти забавные зверьки отмечают собой королевский путь (вспомним, что здесь короновали польских королей). А слово "кролик" (królik) созвучно слову "король" (król). И всего их будет 15. Сколько уже есть, неизвестно.

И ещё на просторах интернета удалось найти и приватизировать карту расположения этих кроликов. Так что, если кому-то будет надо и он будет достаточно внимателен, то найдет карту гнезнинских кроликов здесь :).

Кстати, кроме кроликов, в Гнезно запланировано поставить статуи пяти королей, которые здесь короновались. Они будут, конечно, уже большими. Их расположение есть на той же карте.

В общем-то, вот и всё. Собрали вещи в номере, отнесли их в машину. Сегодня загрузка багажника и предстартовая подготовка машины были не совсем приятным занятием - мусорка за утро уже нагрелась ярким солнцем, и нам пришлось все делать быстро, не открывая особо дверей и не опуская стекол... :)

Да, платил за отель картой я опять в борьбе с мировыми валютами, но у сегодняшней девушки это получалось еще хуже вчерашней. Ну, никак ей не удавалось заменить их на нужные злотые... И звонила куда-то, как вчерашняя, и по бумажке потом в кнопки тыкала, никак... Минут 15 мучилась, я уже хотел плюнуть на свои денежные потери от двойной конвертации. Но тут у нее как-то раз и получилось - на экране искомые злотые и она мне - скорее плати, пока снова доллары не вылезли. Думаю, заставь ее тут же повторить всю процедуру, не справилась бы она  во второй раз...

Ну вот, любит наш навигатор кружить нас вокруг этого города. Почему-то размахнулся вокруг озера и завершил вчерашнее полукружие новым, получилось полное кольцо. Снова прощальный взгляд на собор, он опять справа.

Зато почти сразу после того, как собор всё же скрылся из виду, Штурман углядела заправку с дешёвым топливом, и мы заехали, пополнили бак доверху из расчета доехать на этом уже до Беларуси.

Сегодня планируемый пробег у нас средний, примерно 500 км, к границе в наш любимый мотель  "Dworek Jolanta" в Чоснувке недалеко от Бяла-Подляска, а значит, и от границы в Бресте. Нам настолько нравится этот мотель и особенно, как нас там кормят, что мы специально едем через Брест, пренебрегая возможными потерями времени на тамошней границе по сравнению, например, с Бобровниками или Песчаткой.

Навигатор нам прогнозировал около 6 часов на весь маршрут, поэтому мы и гуляли утром, да еще планировали в Варшаве заехать в какой-нибудь гипермаркет, докупить санкционки в виде сыра. В мотеле нам делать было особо нечего, только поужинать, значит, надо приехать примерно к восьми-девяти вечера.

Около Лодзи выехали на автобан и понеслись, он от этого места пока бесплатный. В Варшаве автобан явно катил вокруг неё, и я забеспокоился, не увезет ли он нас в польские просторы мимо нужных нам гипермаркетов, хотя заранее еще дома смотрел, что по дороге должен быть какой-то Ашан. Но поляки строят автобаны очень быстро, и вдруг моя информация уже не актуальна...

Подергался сам, подергал Штурмана и мы свернули в направлении на центр Варшавы и попали в плотное движение в многополосном шоссе, иногда в медленную пробку.  Но зато слева увидели большой Carefour. Я к нему кое-как вывернулся через несколько полос в разворот, в гипермаркет мы попали и сыра в холодильник затарили почти в достатке, и через пару часов :) уже снова сидели в машине.

Потом навигатор нас позвал продолжить движение через центр нынешней польской столицы, но нам что-то не захотелось снова толкаться в пробках, мы же помним, как хорошо ехали по автобану до съезда. Поэтому вопреки ему вернулись назад и радостно понеслись. Но как оказалось, ехать по автобану нам суждено было всего-то пару километров, он резко закончился, и мы уперлись в новую пробку, которая потом влилась в ту, прежнюю. Навигатор тут был прав, конечно, мы просто сделали крюк и ничего не выиграли, а скорее, наоборот.

Dworek Jolanta

Ну и ладно, потолкались, потолкались, помучались на реверсе на выезде из Варшавы, но потом поехали и в 20:10, как собственно и планировали, зарулили в тихий ухоженный двор "нашего" мотеля. Вещи в номер и скорее на ужин.

В прошлый раз мы сюда, по мнению Штурмана, опоздали (приехали на 50 минут позже нынешнего), и ужин был немного скомкан, потому что Марине было неловко - время позднее, а тут мы ещё со своими заказами. Сегодня уже всё чинно-благородно.

Еда тут вкусная и оформлена старательно. В этот раз Марина была вполне довольна...

За день проехали разгонные 515 км.

28-го июля, в субботу

Утром, конечно же, по идее надо скорее попасть на границу, но и завтрак пропускать не хотелось... Успеем.

И снова хозяйка с завтраком расстаралась. Даже лучше, чем было 2 года назад, плюсом еще и кофе-машина появилась в углу, которая варила нам вполне приличный кофе.

В процессе поглощения того, что было на столе, к нам подошла хозяйка - хотите яичницу или колбаску жаренную? Хочу, сказал я, и вот на столе у меня аппетитная тарелочка.

Ну, как ее не опустошить? :)

Потом, пока я утрамбовывал вещи в багажник, распихивая то, что не должно сразу попасть на пограничные глаза, Марина ещё пробежалась по двору мотеля с фотоаппаратом.

И поехали.

До границы полчаса, ну а там все как обычно, встали в очередь. И сегодня все было не так, как 2 года назад. Тогда мы долго стояли перед польскими будками, а потом очень быстро прошли белорусов. Сегодня же поляков почти пролетели, я обрадовался, может всё так и будет дальше. Но нет, тут так, наверное, никогда не бывает. Поляки стали собирать толпу машин в несколько рядов уже после их таможенных шлагбаумов, прямо перед Варшавским мостом, никого на мост не пропуская. Видимо, затык был как раз там. Стояли около часу, а потом вышел служивый, отодвинул заградительный барьер и начал запускать машины на мост по рядам, довольно быстро, не давая никому вклиниться без очереди. Но наш ряд был почти последним. Утешало, что не мы в него сами встали, нас в него поставили...

Очередь по мосту всё же больше медленно ехала, чем стояла. Белорусы немного поспрашивали про алкоголь, ну как всегда. Правда, таможенник полазил по крайним сумкам сверху для порядка, но у нас всё почти в норме, а что не в норме, то не в сумках... Но честно говоря, не очень большой у нас был "перевес", ну может, три-четыре лишних бутылки, а может, и меньше :).

В результате на границу было затрачено не так уж и много времени, два часа, это для Бреста, на мой взгляд, отлично - и вот и Беларусь.

После границы, естественно заправивши от греха машинку, мы залетели в брестский гипермаркет InterSpar, который недалеко от границы, почти сразу за первым кольцом, и еще набрали белорусского сыра, он нам тоже нравится, а цена его там в два раза ниже, чем у нас.

Ну и потом М1, полетели.... Тут скучно, как всегда держим скорость плюс 5-9 к разрешенной в Беларуси, потом плюс 15-18 в России, километры бегут, время летит и одновременно тянется. И в половине одиннадцатого вечера мы въехали в московский двор, как всегда к моей сестре. Только сегодня она нас уже ждала.

И даже  успели поужинать как следует, у меня сестра очень хлебосольная и гостеприимная, и нам у них очень нравится, она с ее мужем Сергеем создают дома очень душевную и уютную атмосферу.

За день проехали вполне приличные 1084 км.

29-го июля, в воскресенье

Можно было рассказ про этот день и не открывать, особо не о чем рассказывать. Просто утром встали, не особо спеша, а куда спешить, до ночи-то домой приедем, и поехали, мимо Коломны, мимо Рязани, потом мимо Пензы. Всё мимо :)... Дорога езженная нами, наверное, сто раз, привычная, ничего примечательного на ней не было и в этот раз. Треног снова много, но ни одна из них нами не заинтересовалась.

А вот стационарную камеру я одну все же пропустил, перед Рязанью не успел достаточно снизить скорость сразу перед городской табличкой, и через месяц домой пришла квитанция на обидные 82 км в час. Не удалось мне в этом году обойтись без штрафа, пришлось на 250 рублей опустошить семейный бюджет. Надо быть внимательнее, расслабился что-то :). Но все равно хочу заметить, что это единственный мой прокол за всю поездку и за несколько поездок до этой. Тем не менее...

И  в 20:30 вечера по саратовскому времени, через 10 часов после старта, проехав последние в этой поездке 852 км, мы подъехали к дому. Правда, не к нашему пока, а к дому моей мамы. Повидаться, да и помидор она нам со своей дачи принесла, крупных, мясистых и сладких замечательных энгельсских  помидор, выращенных ее заботливыми руками. Этими помидорами, политыми итальянским маслицем, ох как вкусно закусывать заслуженную последорожную расслабляющую стопку. Впрочем, я об этом уже кажется писал в прошлом году, повторяюсь :).

И нам осталось только подвести итоги этой нашей поездки....