< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Миасино, Моттароне - вид на два озера. Озеро Маджоре, Стреза, Борромейские острова

22-го июля, в воскресенье

Сегодня с утра практически безоблачное небо, ожидается теплый, солнечный и даже, вероятно, жаркий день и засиживаться некогда. Но и отдохнуть тоже хочется, сегодня один из последних дней в нашей поездке без внушительного перегона. Поэтому хочется сделать многое, но при этом неспешно и без суеты. Пошли на завтрак.

Только сели, как тут же к нам спустился Габриель, снова босиком, сразу без спроса принес кофе и к нему графин воды и молочник с подогретым молоком. Заметили, значит, вчера, чего нам не хватало. Потом вопросительно посмотрел на меня, я кивнул, он удалился и через 10 минут, радостно улыбаясь, принес огромные тарелки с прошутто, сыром и яичницей для меня с присказкой, что большому человеку нужен большой брЕкфаст. На столе с пирогами сегодня был намного бОльший ассортимент. В общем брекфаст оказался больше человека, которому он предназначался, и я все не осилил, как ни помогала мне Марина. Она тоже не могла сильно помочь, потому что пироги были свежайшие и реально вкусные.

В процессе завтрака к нам подошла Алессандра, оказывается, эти пироги она печет сама, Марина тут же у нее начала выспрашивать рецепты, она же у нас кулинар от Бога. В общем, общение завязалось. Алессандра стала спрашивать, что мы вчера посмотрели, очень удивилась, когда мы сказали, что смотрели Святую гору в Варалло практически в одиночестве, обычно там полно народа. Но я так понял, на самом деле Алессандра анализировала, что нам посоветовать для осмотра. И посоветовала-таки место, в которое мы бы без нее не попали, когда узнала, что сегодня у нас в планах озеро Маджоре.

Есть оказывается точка, с которой видно оба соседних озера - и Орта, и Маджоре. Это на перевале между озерами в местечке Моттароне, дорога туда, по словам Алессандры, вполне автомобильная, проезжается нетрудно,  впечатления точно получите.

Потом она еще немного рассказала про дом, они с мужем здесь живут 7 лет, до этого жили в Милане, старинный (по словам Алессандры чуть ли не 8-го века) дом они взяли у местной власти в заброшенном состоянии. Раньше они часто сюда ездили отдыхать, и место им очень нравилось. И вот пришла идея все забросить и начать жить туризмом. Они сами отремонтировали дом, превратив его в частный отель, при этом попытались сохранить его дух, и это было очень трудно. Всей этой реставрацией занимается Габриель,  Алессандра бывший преподаватель иностранных языков (как Марина, значит) и занимается теперь организационной работой и клиентами. К сожалению, некоторым гостям не все здесь нравится, жалуются на "старину", не хватает лоска современных отелей. Мы, конечно же, сразу в два голоса заговорили, что вот нам-то как раз всего хватает и даже больше и очень нравится. И это было чистейшей правдой.

После завтрака поставили Моттароне в навигатор и поехали уже знакомой дорожкой направлением на Орта-Сан-Джулию, только не доезжая ее, навигатор нас ласково позвал в горку.

Миасино (Miasino)

И почти тут же мы въехали на окраину поселка Miasino, в котором в стороне от нас, видимо, в центре поселка, увидели на холме красивую церковь. И хотя навигатор звал нас дальше, я развернулся и мы покатили в гущу древней деревни, пока не уткнулись в кирпич. Я поставил машину возле столиков какого-то кафе, народ, в основном пожилой и очень пожилой, сидевший за этими столиками, принялся рассматривать наши номера. Ну а мы потопали дальше по очень узким улочкам по стрелкам, указывающим на церковь, мимо бабушек, разговаривающих с балкона с прохожими. Ну по очень узким и старинным улочкам..

Церковь Chiesa di Rocco действительно оказалась заслуживающей внимания. Освященная в 1648 году, она была построена по проекту Ричини и возвышается над поселком. Внутри эта приходская церковь богато украшена в стиле барокко, с большим количеством картин по стенам. Это убранство даже несколько диссонирует с небольшим поселком и его аскетичными, ветшающими зданиями.

В общем-то обычное дело, много раз бывало - храм почти в поле, а внутри всё ломится от его богатства. Потом по отзывам я прочитал, что эта церковь почти всегда закрыта и попасть в нее трудно. Нам же снова повезло - воскресенье и вот вот начнется служба. И для нее двери церкви открылись, для нас, значит, тоже. А к церкви потихоньку брели старички, видимо, и те, которые недавно сидели за столиками около нашей машины.

В общем, мы совсем не пожалели, что потратили на все это около часа нашего времени.

От входа в церковь весь поселок как на ладони, понятно, почему мы ее заметили издалека: церковь возвышается на местностью.

Ну а потом мы сели в машину и поехали из городка обратно на трассу. Марина, когда увидела в какие улочки мы заворачиваем с площади, где стояли до этого, сначала и не поверила, что туда можно протиснуться и что это проезжая улица. Честно говоря, я тоже все время боялся зацепить стены зеркалами, полоски от них замечались на этих стенах тут и там. Но не зацепились. Собственно говоря, другого выезда и не было, все местные тут ездят :). Хотя в нашем гараже всё же пошире будет...

Потом поехали в горку. Ну я бы не сказал, что дорожка здесь совсем уж легкая, нормальный такой, довольно узкий серпантин, при этом все время вверх и вверх, и Марина, конечно же, бдительно следила, чтобы я не включил коварно свой кондиционер.

Моттароне

Ё моё, когда приехали на место, там автомобилей просто уйма и огромная парковка (бесплатная) забита так, что мы еле нашли место, куда втиснуться. Но нашли и даже нос машинки засунули под кустик.

От парковки вверх идет пешеходная дорожка и еще автодорога, которую мы сначала не увидели - она идет к промежуточной станции подъемников.

Из Стрезы (куда мы потом собирались) от озера Маджоре сюда идет подъемник, сначала большой (кабинки) и от промежуточной станции  маленький (висячие скамейки) на самый верх. Но это мы потом разобрались, а сейчас потопали на верх горы, как оказалось, к конечной станции подъемника. Алессандра нам про этот подъемник тоже рассказывала, говорила, что в принципе на нем можно спуститься в город Стрезу.

Ну да, сверху смотрим на запад (направо), видим наше озеро Орта, смотрим на восток (налево) и видим значительно бОльшее озеро Маджоре.

Около подъемника устроена каталка под названием Alpyland, народ здесь вовсю развлекается. Мы было тоже хотели прокатиться, но внушительная очередь нас (меня) отпугнула. Вместо этого мы стали думать, а не спуститься ли, и правда, вниз на подъемнике, а машинка пусть здесь так и стоит.

И решили пока проверить первый шаг - купили билеты на первый, маленький подъемник и поехали вниз. По такой погоде это было очень приятно.

На промежуточной станции было намного менее интересно, разве что понравилось наличие бесплатного туалета.

Цена билета в Стрезу и обратно 16 евро, и мы  подумали, что за эти деньги и парковку оплатим, и еще и останется, да и машинка будет с нами, а не брошена черте где. Кроме того, после 17 сюда уже только пешком, а мы собирались и искупаться в озере, и на катере покататься, и решили все же вернуться назад и судьбу не испытывать.

Ну что хочу сказать, вкупе с погодой такая поездка туда-сюда на подъемнике была оправдана и хороша, нам она понравилась. Ну может, надо было мне все же прокатить Штурмана на этих санках над озером, ей этого явно хотелось.

Вместо этого я прокатил ее по серпантину вниз, к озеру, на нашей машинке. Причем это оказалось неожиданно платным, в отличие от подъема. Да. как только мы свернули по подсказке навигатора на Стрезу, так тут же уперлись в шлагбаум и, чтобы он открылся, пришлось заплатить 8 евро. Потом совершенно обычный серпантин и в конце его, через пяток километров, опять шлагбаум, где у нас билетики проверили. Зачем проверяли, я не знаю, мы не видели ни одного съезда с этого серпантинчика, поэтому никак, кроме как через шлагбаум, материлизоваться здесь не могли. Ну может на всякий случай, если верхние нас проспали...

Так и не поняли, за что отдали деньги, но варианта не было. Причем наш навигатор был не в курсе, что дорога платная, а Google Maps вообще считает, что по этой дороге не проехать и называет ее Strada Privata Boromea.

Потом мы выскочили в город Стреза, почти тут же на набережную. Сразу же стало понятно, что это типичный фешенебельный курорт, и это для нас было неожиданным, я почему-то ожидал старинный итальянский городок типа Орта-сан-Джулио. Но нет, тут роскошные здания отелей, променад, суета, несколько похоже на Ниццу.

И мы столкнулись с проблемой поставить машинку. Большая платная парковка на набережной была явно не бюджетной и, кроме того, парковщики нам все махали - комплит, фулл, проезжай. И мы начали мотаться по городу, нарезая круги. Сначала проехали всю набережную и толкнулись во все закоулки и даже в одном месте чуть не успели поставить машину бесплатно - буквально перед нами его заняли молодые молдаване... Потом стали шнуровать по параллельным улочкам и наконец-таки нашли место в одной из них, правда, место было сомнительное, часть нашего багажника немного перекрывала выезд из полузаброшенного дома. Ну, во-первых, выехать было можно, во-вторых,  я увидел, что дорожка во дворе к этому выезду была отнюдь не накатана, трава не особо примята.  Поэтому мы, сильно уставшие от долгих (минут 40 и, если кому то интересны наши метания, то их можно изучить по нашему треку в начале этой главы) поисков места, решили плюнуть на это, собрали вещички и пошли к озеру.

Но через три квартала мы увидели, что из боковой улочки отъезжает машина, освобождая место, тоже бесплатное. Марина осталась его сторожить, пообещав никого не подпустить, а я сбегал к нашей машине и перегнал ее сюда. Как минимум, мы ее поставили ближе на 300 метров к озеру :).

Стреза и Борромейские острова

Потом прошлись по набережной, стало понятно, что в самом городе в принципе вот это и все: набережная и роскошные отели на ней. Самая большая активность здесь - это пляжи и катера, на которых можно посетить основную достопримечательность озера - Борромейские острова. История островов вкратце такова - старинное итальянское семейство из Милана Борромео (в лице Виталиано Борромео) в 14-м веке приобрело эти острова, засыпало землей и превратило их в место своего отдыха, построив там виллы и разбив сады.

В архипелаге три более-менее крупных острова и еще есть маленькие, на которые попасть можно только на собственном катере или лодке (надувном матрасе...). Три крупных - это Изола Мадре (дальний), Изолла-Белла и Изола-дей-Пескатори. Последний из них - остров рыбаков, единственных из трех населенный, и семье Борромео уже не принадлежит. Остальные два (и еще мелкие скальные) по-прежнему являются их собственностью и только туристическими объектами.

Мы подошли к зазывалам, по-английски все говорят бойко, но совершенно непонятно :), цены на посещение островов у всех одинаковые, отличаются только цвета катеров. Как оказалось, на дальний остров мы уже попасть не могли, это только до обеда, сейчас же доступны только два острова, но по их словам в результате билет стоит дешевле. У каждого есть POS-терминал, и мы купили с помощью карты два билета за 24 евро на катера красного цвета и пошли на посадку. Катера подходят примерно раз в полчаса.

Поскольку мы практически ничего не поняли из того, что говорили нам продавцы билетов, то  просто делали все то же, что и другие. Куда нас везут, мы, в общем-то, в точности не знали, только направление - на острова :).

Погода отличная, катание на катере доставляло отдельное удовольствие... Мы проехали мимо острова Изолла-Белла, и это означало, что сначала нас привезут на рыбацкий остров. Так и случилось. Катер причалил и все вышли. Мы как все....

Ну, вот тут да, типичная Италия. Остров-городок колоритный, но небольшой, в принципе за час мы его весь и обошли и сели на подошедший катер, который привез нас на следующий остров Изолла-Белла.

А вот  на острове Изолла-Белла бесплатно смотреть и нечего - либо уезжай, либо иди в кассу за билетами на осмотр дворца и парка, потому что с набережной ну ничегошеньки не видно, кроме строгого фасада дворца.

Название острова переводится как Красивый остров, хотя есть мнения, что все же название это производное от имени супруги Карла III Борромео Изабеллы д’Адда и изначально он назывался Изолла Изабелла.

По всей видимости, раньше можно было выбрать объекты для посещения по отдельности, на табло кассы  две строки заклеены пленкой, открыта только одна и приобрести можно только комплект, всё или ничего. 32 евро стоили нам два билета,  не мало (а на момент написания рассказа цена уже стала 17 евро с носа). Честно говоря, мы сразу и не решились их покупать, немного походили около, уговаривая друг друга, попривыкали минут 5, а  потом все же купили. И не пожалели.

Дворец Борромео на острове был построен в  17-м веке, внутри украшен в стиле барокко.

В его залах большое количество картин из собрания семьи Борромео, есть зал или комната, где ночевали Наполеон I Бонапарт с Жозефиной в 1797-м году. Про эту ночевку в зале установлена табличка с рассказом, что Наполеон ночевал здесь одну ночь, утром внезапно уехал, никого не предупредив, при этом оставил зал в загаженном состоянии, и прислуга Борромео была этим очень недовольна.

С первого этажа после осмотра по длинной винтовой лестнице спускаемся вниз.

А внизу под дворцом устроены причудливые гроты, стены и потолки которых отделаны ракушками, очень впечатляет.
И завершает выставочную часть дворца большой зал гобеленов, из которого мы сразу выходим в дворцовый сад.
Этот сад произвел на нас наибольшее впечатление. Он тоже оформлен в стиле барокко, в 10 ярусах, с каскадом из скульптур, который  венчает  фигура Единорога, символа семьи Борромео. От сада Марина вообще была в полном восторге.

Сад довольно компактен, но за счет его ярусности гулять там есть где и делать это можно долго, особенно в такую погоду, как сегодня.

И он чрезвычайно фотогеничен, каждый цветочек, каждая скульптура так и просились в кадр, а еще и голубое озеро и яхты на нем. К тому же павлины тут важно ходят, не обращая особого внимания на посетителей.

Правда, ни один их павлинов хвост при нас  не раскрыл, не было, наверное, поблизости приличной павлинихи, ну, или просто не было настроения. Жарко, может...

Собственно на этом и закончилась наша поездка на острова. Небольшая суета на посадке, потому что время поездок заканчивалось, все хотели домой. Но катера стали подходить один за другим и, думаю, никто на острове не остался и всем места хватило. Нам тоже. И осталось сфотографировать катер на прощание. Поездка очень понравилась.

И вот тут мы вспомнили главное, зачем сюда приехали, зачем мучили всю зиму друга Комарова температурой воды в разных озерах. Надо же было и искупаться наконец-таки. Слава богу, здесь полно бесплатных пляжей, правда, раздевалок на них нет, не обустроено. Народ этим особо не парится, полотенце вполне себе заменяет любую раздевалку. Мы же нет, нашли пляж около пересохшего тоннеля для сточной :) воды, забрались в тоннель и там уже спокойно переоделись (с помощью полотенца :)).

Вода оказалась действительно приятно теплой и плавать в ней было очень хорошо, а заходить по большим округлым камням не очень.

Единственно, мы не могли оставить вещи без присмотра, у нас с собой и бумажник, и телефоны... Поэтому плавали по очереди. Собственно процесс плавания оказался намного короче процесса выбора места, но все удалось и спасибо тебе, Николай Владимирович.

Купание так мне понравилось, что захотелось ещё. В принципе и Марина тоже была не прочь поплавать дополнительно. И у нас было еще одно озеро - наше, в нём-то мы тоже еще не плавали. Поэтому уговорились, что заедем в нижнюю, прибрежную Пеллу, найдем на берегу место и искупаемся в Орте.

Но пока ехали, кондиционер сделал свое дело, Штурман остыла. И когда я подъехал к месту, она заежилась и сказала, что купаться уже расхотела. Честно говоря, тут, в горах, к вечеру  уже сделалось совсем не жарко, скорее, даже наоборот. Но я не угомонился. Купание произошло, вода здесь тоже отличная, еще и почище будет, чем в Маджоре. А поскольку уже вечер и прохладно, то никого другого, желающего, тут и не было. Переодеваться было удобно... :)

Да, вспомнил... По дороге сюда мы уже со знанием дела и легко заправились ещё раз в автомате и снова  на двадцатку, только теперь я не просто искал заправку, а ещё искал заправку подешевле и мы залили бензина на целых пол литра больше, чем вчера. Ученье свет, а не ученье - тьма :).

Вот и закончился еще один замечательный итальянский день.  Осталось только поужинать, что мы и сделали в нашем номере с помощью замечательных ручек и таланта Штурмана. Ну и с помощью итальянских сыров, прошутто с дыней и вина.

За день проехали 91 км. Завтра должно быть намного больше.