< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Как на даче. Борак - "рай в дырке". Райские развлечения и происшествия.

Я напомню, что апартаменты Иво Виолича расположены стратегически очень удобно. Из них выходишь на нашу частную парковку под навесом, потом 20 метров вниз по улочке мимо небольшого, но плодовитого инжира  - и вот мы на центральной площадке поселка с ресторанчиком\пиццерией от Матушко.

Эта площадка, накрытая раскидистыми деревьями, одновременно и общая дневная парковка, и место, с которого, повернув направо и спустившись снова вниз по дорожке или по лестнице, можно попасть на "наш" пляж, или место для купания, которое выбрали мы. До бетонной площадки под большим раскидистым инжиром, которую мы выбрали для пляжного валяния в тени, в общей сложности от кухни в апартаментах метров 100.

Если пройти от той же "центральной" площадки 200 метров налево вдоль побережья по единственной, одновременно центральной улочке, то там будет спуск на другой, более классический общественный пляж, там прибой и все такое, мелкая галька и народа всегда больше. Но там нам нравится меньше, нет тени от деревьев, суетнее. На нашем пляже все по-домашнему. И, кстати, все местные хорваты вечером купаются здесь, проходя мимо того, казалось бы основного.

Поэтому мы тоже сразу же пошли на наш пляж. А тут многое изменилось.

Во-первых, там, где мы кладем свои подстилки, зачем-то стоят два деревянных стола. Во-вторых, ворота для ватерполо вытащили на берег. Около спуска в воду стоит какой-то прилавок, на него, правда, удобно положить полотенце, если пришел только поплавать, как мы сейчас.

В-третьих, лавку под инжиром, стоящую раньше между ним и соседней пальмой, на которой мы обычно устраивались для вечернего купания и ингаляции, оттуда утащили и поставили повыше, под другой пальмой. А на её прежнем месте зачем-то валяются три доски и две старые покрышки.

В общем, многое не так и есть чем заняться. Доски и покрышки я в результате убрал к склону, наверное, так они там и будут лежать несколько лет. И столы подвинул в стороны, чтобы было куда поставить кресло Штурмана. Но это потом.

А пока в воду, которая все такая же идеально прозрачная, бирюзовая и искрящаяся, как и в прошлые годы. Еще и почти совершенно гладкая, несмотря на то, что уже дело к вечеру.

Вода в море в Бораке обычно прохладная, свежая и даже бывало, что плаваешь утром и кожа краснеет на руках. Спускаемся в воду с ожиданием такого эффекта, но что это? Она теплющая, такой я вообще не помню. По моим тактильным ощущения не меньше 26 градусов. Вот это да. Это особенное счастье для Марины, она намного больше любит теплую воду, ей так комфортнее.

Сейчас начал перебирать свои воспоминания про температуру здешней воды: 2006- прохладная, 2008- прохладная, 2012- прохладная, 2014 - теплая, 2016 - прохладная и вот 2019 - теплая. Т.е. всё же более вероятна прохладная вода, а теплая - как подарок Штурману за то, что разрешила нам сюда приехать.

Ну, вот как бы и всё, зашли в теплую воду  9-го августа и вышли из нее 16-го :)... До  заголовка следующей главы уже можно и не читать.

А кто все равно продолжил чтение, тот познакомится с нашими бурями воды в стаканах в бокалах на фоне общей умиротворенности.

Этим плаванием мы начали череду удивительно приятных плавательных процедур в течение недели.

После купания сегодня уже никуда, Марина из купленного в "Петухе" решила приготовить домашний "праздничный" ужин. Кое-какие продукты, приправы, лежали в сумке с нашей незадачливой мультиваркой, и я её притащил всю. А дай-ка, думаю, попробую ее всё же включить. Включили, она заработала, подумала секунд 30 и снова написала свой "Err1". Ага, но 30-то секунд она чувствовала себя хорошо... Выключаю, включаю ее снова, она снова думает и в это время я нажимаю её кнопку "Меню". И опс..., она начинает работать: слушаться переключений и даже в тестовом режиме греть свою кастрюльку.

Марина обрадовалась, это делало ее жизнь намного проще, а мою увлекательнее и полнее. Попробовали еще раз, и все снова получилось. Если не давать печке после включения задумываться надолго и сразу её озадачивать готовкой, то она уже и не отвлекалась на свои проблемы и работала.

Наперед скажу, что дальше наша чудо-печка так и работала исправно всю поездку...

Ужин, и вправду, получился праздничным, с нашими домашними помидорами и баклажанами, с хорватским мясом и вином и благодаря чудесным ручкам моей любимой женщины. Так и засиделись за ним до позднего вечера, продолжив праздник на лоджии с вином и просмотром первой серии многосерийного фильма "Морские закаты в Бораке. Сезон 6-й"...

Потом мы вообще все домашние ужины перенесли на лоджию, там намного гармоничнее, приятнее и природа радовала  нас незабываемыми видами и комфортом, хотелось так сидеть и сидеть, потихоньку о чем-то важном разговаривать ("смотри - солнце садится!") или просто молчать, наслаждаясь действительностью и своим сериалом.

Дальше были одинаково замечательные дни или нет, не так, один день лучше другого... Утром Марина готовила великолепные завтраки, с сервировкой на той же лоджии, я в это время успевал сходить на море  поплавать.

Завтраки совмещались с просмотром многосерийного фильма "Утреннее море в Бораке. Сезон 6-й". Тоже отличные, надо сказать, сериалы.

А после завтрака шли на море уже вдвоем. Купаться, ну или, правильнее, плавать, в этом году мы стали по-другому. Сначала короткий, метров на 300-400 от берега, проплыв в обычном месте, сразу от спуска, после него надо посидеть, почитать, поглазеть на сельские пляжные будни. А потом мы уходили в дальний правый конец пляжа и оттуда уплывали довольно далеко вдоль дикого правого скалистого берега.

Там обнаружились замечательные лагунки, пляжики, морские пещеры. Вода там вообще фиолетово-бирюзовая, ласковая и расслабляющая.

Так плавали часа по два, потом возвращались к своим вещам и уже пора домой, на отдых :). Потому что  в это время становилось жарко.

По дороге обязательно останавливались около ничейного плодовитого инжира и обеспечивали себя витаминами и йодом.

Кстати и виноград так нам доставался, тот самый Плавац, хоть и винный, но сам по себе очень вкусный, ароматный и сладкий. Его тут просто море растет везде :).

А потом надо отдохнуть, поесть пршута с пивом (надо же мне это пиво переводить) или с белым вином (похоже, повкуснее будет), посмотреть какой-нибудь спорт по телевизору, просто повалять дурака или сделать что-то полезное, например, придумать замену предохранителю в горемычном разветвителе (кстати, да, сделал коммунистический жучок и весь обратный путь мы уже ехали без проблем - и навигатор заряжался, и холодильник холодил).

В это время на лоджию лучше было не соваться, хотя там устроен навес от солнца, но он мало помогал, все сильно разогревалось. В апартаменте же хорошо и прохладно. В нем и раньше, без кондиционера, было нормально, дом каменный с толстенными стенами. А потом Иво оснастил номера сплит-системами и комфорт стал регулируемым.

Да, в один из дневных отдыхов я валялся с навигатором, настраивая его после сброса, а Марина решила позаниматься бухгалтерией, стала пересматривать наши чеки, записывая расходы в свой ежедневник. И вдруг ее лицо построжало, что это такое... И показывает мне чек из "Петуха" на 264 куны, это мы в день приезда закупались. А в нем одна строчка, в которой вместо одной бутылки минеральной воды за 7.6 кун, стоит 14 бутылок на общую сумму в 106 кун (примерно 1000 рублей). Вот ничего себе... Это нас обманули так?

И мы как-то сразу опешили, потом быстро оделись, сели в машину и поехали в Стон. Хочу напомнить, что до магазина 40 км. Ну это было как наваждение, просто вот обидно стало... Приехали к магазину, а он закрыт. И только тут мы вспомнили, что сегодня воскресенье. На табличке написано, что в воскресенье магазин работает до двух. Ну, прокатились немного, развеялись. И хлеба заодно потом купили в лавке по дороге на обратном пути :)

Часов в пять снова пора идти на море. Вечером мы надолго не располагались, немного посидим на лавочке на берегу в тени и плавать в море, наслаждаться вечерней водой и хорватскими видами с моря на берег. Вечером мы далеко не уплывали, метров на триста от берега, как в первый утренний заплыв, оттуда отличные виды на берег и горы, на наш поселок.

Жалко, что нет у нас такого водонепроницаемого фотоаппарата, не можем поделиться с вами этими видами, как и видами удаленных лагун.

На следующий день после приезда, как  и обещал, пришёл поболтать Иво. После ужина, за рюмкой-другой крепкого напитка моего изготовления (он ему нравится и я ему обязательно его привожу в качестве презента), мы с Иво разучивали его русское название "самогон".

Так и живет он один, без жены. Прежняя, Скарлет, уже переехала из Праги в Бельгию вместе с их детьми, работает там в штаб-квартире НАТО, в общем, полностью реализует себя, как и хотела. А другой такой нет... Иво очень переживает за детей, трудно ему с ними видеться.

Но не только про это мы говорили, вообще обо всем: о Хорватии, о том, что молодежь уезжает в Западную Европу за деньгами, здесь не видит перспектив, в результате работать некому и приходится нанимать боснийцев,  черногорцев или албанцев. Все как у нас.

При этом Иво разговаривает в основном с Мариной по-английски, она мне иногда переводит. Но Иво умница, он видит, что я теряю нить разговора и начинает говорить на хорватском, помедленнее, и я начинаю его понимать и отвечать по-русски, он, вроде, понимает. Тогда Иво следит за Мариной, и если чувствует, что ей это менее комфортно, или он устает от моего русского, то снова переходит на английский. Так мы и беседуем на смеси трёх языков. И как ни странно, все понимаем и такая беседа не утомляет. Наверное, потому что она дружеская.

Вот, кстати, оказалось, что большой урожай винограда в прошлом году был для Иво разорительным, и виноградарям это тоже плохо. Самостоятельно весь виноград на вино переработать он не в силах, сборщикам надо платить довольно много, он их кормит и должен дать жилье, а принимают виноград на сборных пунктах задёшево. Вот так, оказывается, мало - плохо, много - тоже плохо.

Иво нас почти на полном серьезе пригласил к себе помочь со сбором осенью, Марина будет всех кормить, ну а я собирать и приглядывать :). Мы бы съездили, но увы, работу не бросишь. А когда не будет работы, то, видимо, и не съездишь уже.

В общем, о чем только не говорили мы, Иво были интересны наши заботы, нам - его.

12-го у нас был запланирован поход в местную конобу поесть мидий, хорватских мющелей. Мы в каждый приезд это делаем обязательно. Пришли, есть свободный столик, есть мющели. Спрашиваем про белое вино, конечно, оно есть, но только в бутылках, "очень хорошее". И стоит бутылка 80 кун. В принципе - это стоимость целого нашего ужина в Венгрии для одного.

- А раньше всегда было недорогое "домашнее"..?

- Это было раньше, теперь его нет.

Жаба накинулась на нас, придушила, мы дрогнули и ушли ужинать домой... Дома-то у нас и венгерское белое вино, и Плавац "от Иво", совсем по другой цене, обидно столько платить.

Но голь на выдумки хитра. Вечером мне пришла в голову крамольная идея, как наесться моих любимых мюшелей, как вволю запивать их вином и не разрушить наш семейный бюджет.

На следующий день мы повторили поход, предварительно подготовившись. Я дома налил в пластиковую пол-литровую бутылку из-под минералки белого вина, основательно его охладил и мы его положили в сумочку к Марине.

А в конобе уже все просто, заказали наших мюшелей, две порции в одну тарелку (большой такой поднос), по бокалу вина и кувшин простой воды.  И все были довольны. Содержимое бутылочки постепенно перелилось в бокалы, по мере их опустошения (кстати, вино, которое нам принесли,  было похуже венгерского из сумочки :)) мюшели в хлебно-винном остром  соусе с пряностями (так их тут заправляют после варки) были очень вкусны и вечер удался на славу.

Оребич

С утра 14-го небо затянуло, прошла гроза, после нее стало прохладно, тем более, что облака все еще гуляли по небу. На море, вроде, идти уже не комфортно, особенно нам, избалованным идеальными условиями прошлых дней, и мы решили съездить погулять в Оребич, давно там не были. Решили - сделали.

Дорога до Оребича сегодня не так красива, солнце-то скрыто за облаками, и море не искрится. Но все равно она хороша. В городе машину уверенно везем на наше место под деревом напротив порта, мы всегда раньше тут её ставили. И конечно, как раз одно место для нас было свободно.

Прогулку решили начать от порта, а там обнаружили неожиданно для себя отличный променад вдоль берега моря вправо, удаляющийся от центра. Здесь пешеходная дорожка проходит мимо типично хорватских пляжей и пляжиков среди скал в соснах. Наверное, из-за погоды народу на них немного, но потихоньку подтягиваются.

Прошли, пока не кончился цивильный тротуар, дальше он превратился просто в каменистую дорожку, и мы вернулись.

Понаблюдали в порту за погрузкой машин на паром до Корчулы, удивительно, как такое количество машин упихивается в общем-то небольшой с виду паром, да еще так быстро. Вот только что стояла вереница легковых и грузовых в три ряда, пять минут - и набережная пуста.

А мы потопали дальше по пешеходной набережной. Она здесь вполне приличная, самое то для приятной прогулки, народ гуляет, ест мороженое, пьет кофе в многочисленных кафе.

Мы тоже себе не смогли отказать ни в том, ни в другом. Сначала мороженое, а потом и кофе. Все вкусно.

От променада наверх уходят узенькие средиземноморские улочки. По одной из них и мы пошли. А вот здесь полная разруха, брошенные вполне приличные домики с разбитыми окнами, участки, заросшие бурьяном и сорняками. Видно, что экономике городка не так уж и хорошо, работы на всех не хватает,  все, что есть, крутится около моря.

Церковь (Crkva Pomocnice KrScana или Церковь Помощи Христа) почему-то была закрыта, хотя во время променада мы слышали, как она колоколила.  Подробностей про нее я и потом не нашел, по виду довольно старая.

Зато в ее дворе вполне ухоженный сад и огород, в каменных клумбах с колоннами.

Ну вот, в общем-то, и все, купили свежего хлеба в пекарне, еще заехали в местный Maxi Konsum, хотели здесь купить домой пршута, ан нет, разобрали всё и нам не досталось. Вот надо же, дефицит... Ну чего-то все равно накупили продуктового.

За время прогулки уже распогодилось, море заискрилось, и мы помчались к себе, купаться и наверстывать упущенный отдых.

Конечно, по дороге не могли не остановиться на главной видовой площадке этой дороги.

Здесь все наши машинки фотографировались по очереди, пришло время попозировать и Лёвику II-му. Правда, сегодня здесь был аншлаг и пришлось ему делить виды с другими.

Сегодняшний вечерний фильм был про красный закат, а это означало, что завтра возможно ухудшение погоды. Но красиво, и эта серия тоже была интересной.

А ухудшение погоды наступило только послезавтра, и мы еще денек наплавались вволю. Еще в эти дни мы как-то сильно подружились на пляже с двумя немецкими семьями. Ну как немецкими... Они все сербо-хорваты, поуехавшие в Германию в смутные времена, а сюда приезжают на море каждый год в августе, живут в доме в Потомье наверху, за тоннелем, и на пляж приезжают оттуда на весь день. И конечно, мы за 6 лет уже примелькались и при встрече сразу поздоровались и начались разговоры о том и о сем...

Вернее, больше разговаривала Марина, я слушал. Они дружат семьями и ездят по миру и сюда всегда вместе. Вот надо же, столько лет, а до сих пор не переругались :). При этом они совершенно разные и непохожие, даже жены - сестры-двойняшки, одна брюнетка Даниела, другая блондинка (имя не зафиксировалось) папа у них серб, мама хорватка. И их мужья - слева на снимке Франц (стоматолог и, кажется, наполовину венгр) и справа Бориша (булочник и кулинар, чисто серб).

И в последние дни у нас так время на море и проходило. Марина болтает с друзьями (в основном с Францем и Даниелой) на английском, я важно киваю, потом мы уплываем, опять болтаем и расстаемся. Вечером на море наших "немцев" никогда не было.

Интересно, что между собой они чаще разговаривали на немецком, но иногда на каком-то из славянских. Франц очень уважает (может, на словах, для видимости, чтобы нам сделать приятное) В.В.Путина, считает его сильнее всех европейских лидеров, все наши друзья в голос ругаются на американцев и свою Меркель и с ностальгией вспоминают Югославию. При этом явно не любят хорватов... Вроде, те ничего своего не имеют ни в культуре, ни в кухне, все позаимствовали у сербов... :) Т.е. поговорить было о чем. Мы с ними не о чем не дискутировали, слушали, кивали и обычно уходили от политики и оценок в бытовые темы, зачем она нам, эта политика...

Ну так вот, про ухудшение погоды в последний день, которое нам немного подпортило окончание здешнего отдыха.

Ветер, небольшие волны - и вот мы уже больше сидим на берегу, общаясь с немцами.

Ну, поплавали немного, но недалеко, волны бьют в нос и мы к этому в этом году не привыкли. Вот так бы сидеть и сидеть, но я, видя, что Марина немного мерзнет в тени инжира, позвал ее "погулять" по лавовым скалам около берега, заодно согреться на солнышке.

Марина сначала засомневалась, надо бы для этого на ноги надеть купальные тапочки (у нее есть), но они остались дома. Ну вот чего бы мне туда не сходить, 100 метров. Через час я уже буду бегать в номер и обратно несколько раз...

Но нет, пропустил мимо ушей и сознания, а Марина говорит - ну, пошли. Там камни острые, по ним надо очень осторожно передвигаться, отделены они друг от друга ручейками шириной в метр и иногда приходится перепрыгивать. Ну ходили, прыгали, фотографировали.

Потом Марина перешла с одного камня на другой по воде, намочила свои пластиковые шлепанцы. Это все цепочка событий...

Нагулялись, нафотографировались, согрелись и пошли назад, я по одной гряде лавовых камней, Марина по другой. И вдруг она как-то неловко перескочила с камня на камень и начала падать, я сильно напугался.

Но выправилась, удержалась, у меня вроде отлегло. Но оказалось, что это не все. Во время этого прыжка у её шлепка выскочило крепление перемычки - оно же мокрое, смазанное водой. Шлёпка съехала со ступни и так неловко зацепила мизинец, что он повредился. Марине сначала показалось, что вообще отвалился, настолько ей было больно. Тут я подскочил, восстановил шлёпанец, надели его на ногу, с моей помощью Марина дохромала до своего кресла. Палец на месте, но болит. Я заставил ее прощупать, кажется, что перелома нет, скорее всего, вывих, но и это не мёд и даже не сахар.

Побежал домой, там в морозилке нашел лед, принес. Со льдом наступило облегчение. Через час снова лед, вроде ничего, даже попробовали поплавать, но плыть всё равно оказалось больно.

И на этом наше купание в Адриатике и закончилось. Как-то неожиданно. Вечером вышли на берег, но только посидели у моря, плавать Марина не решилась, и у меня настроения тоже не стало. Ветер разгулялся и волны стали довольно большими, со здоровыми ногами и то задумаешься, плыть ли или нет.

Ехать ко врачу в Оребич Марина отказалась категорически. Дома прочитали в интернете про переломы\вывихи, я принес из машинной аптечки пластырь и Марина связала два соседних пальца, как советует интернетовская мудрость.

Дело в том, что мы сегодня запланировали повторить поход в конобу, на прощание с этим замечательным местом и наесться мидий на прощание. Я было робко предложил отменить поход, но Марина настояла - дойдем. Собрались, снова взяли бутылочку охлажденного вина с собой и пошли. Марина дошла, метров 300 и, вроде, ничего или виду мне не подала.

Ну, там все здорово, особенно для меня. У Марины по лицу было видно, что ей не очень комфортно, может, физически, а может, и психологически. Она не любит чувствовать себя в чем-то неполноценной, никогда не любила. Но мюшели сегодня были вообще огромные, причем не сами раковины, а их наполнение. Ну очень упитанные и вкусные. Мы даже спросили у официанта, почему так, он сказал, что сегодня они их из Драче привезли, от другого поставщика, у него вот такие. В общем, наелись и напились, прощальный ужин состоялся и потопали домой.

И оказалось, что для Марины это очень трудно, она до дому 300 метров еле дошла, так разболелась нога. Дома сразу же срезали пластырь и стало полегче. Наверное, это все же вывих или сильное растяжение с повреждением связок, раз такая реакция на принуждение пальца.

Спал я плохо, переживал. Поездка-то у нас еще только за середину зашла, бронь апартамента в Хевизе уже без отмены, еще и Люблин впереди, а в нем вообще, вроде бы, надо ходить, иначе зачем в него ехать. Даже начал думать, не отменить ли все остальное и домой....

Но потом решил, что все задачи будем решать по мере их поступления и что утро вечера мудреней...

Накатали по полуострову 135 км.