< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Польша. Люблин и семейный праздник в Чоснувке.

Вот и дошла очередь до Люблина в наших исследованиях польских городов, сколько уже раз мы его объезжали вокруг, мимо, стремясь к каким-то другим целям.

А теперь вот решили с чувством и толком посвятить этому городу почти сутки.

Для ночевки после долгих переборов мы выбрали себе отель поближе к достопримечательностям, "Dom na Podwalu", и сейчас убедились, что он прямо у стен Старого города, а с другой стороны над ним нависает Люблинский замок. Придумать лучшее расположение было бы трудно - и подъезд удобный, и все что нужно рядом, и  своя парковка есть во дворе.

Естественно, что все парковочные места на улице около отеля платные, все заняты, а улочка узенькая и встать просто так, даже с аварийками, особо негде.  И мы  не стали останавливаться в платной зоне перед входом, а сразу поехали по указателям на отельную парковку за здание по стрелке. Там автоматические широкие ворота, но прямо перед нами к ним подъехала машина, постояла немного, ворота открылись - и мы прошмыгнули следом, ворота даже и не успели начать закрываться :).

Парковка очень просторная, поставили машину и пошли искать рецепцию.

Номер здесь стандартный: стол, кровать, телевизор, удобства,  но вид из него хороший, на старый город. Но, конечно же, на третьем, последнем, этаже и сумки пришлось потаскать - здание старое, может, даже старинное и пролеты высокие. Ну тут - или вид, или таскай, а лифтов нам не дано...

Отдышались, я, понятно, выпил свою банку пива, еще остались штуки три-четыре, видимо, не осилить до границы...

Ну так вот она, Польша, значит, идем ужинать в ресторан, пора снова переходить на общепит, тем более, что уже девятый час, дело идет к ночи, а мы сегодня только  утром завтракали в отеле, впрочем как всегда.

У девушки на рецепции спросили, где тут можно вкусно покушать, и чтобы недалеко, и желательно недорого. Она дала план города, а на плане города обвела два места: одно - пивной паб с национальным уклоном, а второе, с не очень внятно прозвучавшим названием, что-то сельское, и  там конкретно национальная кухня и обстановка. Честно говоря, я польские слова, произнесенные поляками, всегда плохо разбираю на слух, каша какая-то у меня получается в голове. Но план-карта есть и там польской ручкой написано что-то типа "Selsco".

Пошли искать.

От отеля вверх по каменной лестнице, ступенек пятьдесят - и вот мы в Старом Городе, сразу же на точке, откуда виден и наш отель - вот он внизу, с виду двухэтажный, а на самом деле трех,  и Люблинский замок за ним, а на самом деле над ним.

И тот паб нашелся сразу - это "Sw.Michal". Но судя по всему, в нем аншлаг и мест не очень много, пара человек стояла на улице, да и не пивом мы единым сыты, у меня в багажнике еще несколько банок чешского не израсходовано,  поэтому пошли дальше.

Второй ресторан пришлось поискать, потому что название был недопонятым, да и стемнело уже, карту города так вообще плохо видно.

Походили, походили, поизучали вывески и наткнулись-таки наконец на него прямо на рыночной площади. "Sielsko-Anielsko" он называется, попробуйте разобрать это название на слух, если его быстро скажет полячка :).

"Sielsko-Anielsko"

Тут с местами нормально, они есть и на улице, и внутри, особенно уютно на втором этаже, действительно сельский антураж и официантки в соответствующих нарядах.

Что-то выбрали по совету одной из них, и сразу после заказа нам принесли презент -  смалец и какой-то творожный сыр, вкусные маринованные огурчики и свежий хлеб. Вот коварные. Мы-то голодные, конечно, накинулись на это угощение.

А потом нам принесли салаты и большие тарелки с основными блюдами, по кружке местного пива Perla, и я подумал, что зря столько закуски съел :). Так и вышло, если Марина свою тарелку смогла добить (примерно треть ее тарелка стала моей, а моей - её), то я так и не смог все осилить и пришлось терпеть на себе укоризненные взгляды Штурмана ("мы еду не выбрасываем...").

Но и лопнуть мне не хотелось, и надежды, что в животе скоро все уляжется и утрясется, были слишком призрачные...

В общем, нам понравилось, ресторан советуем. А когда принесли счет на 70 злотых (1172 рубля), то этот ресторан мы даже полюбили :).

И конечно, пришлось после такого ужина погулять по улочкам Старого города, кроме пользы, это еще и приятно. В принципе мы уже поняли, что место очень компактное, и  нам завтра не составит больших проблем его посмотреть, тем более, что сегодня уже первую прикидку сделали.

И Марина прошлась сегодня довольно легко, даже по булыжникам, и это внушало оптимизм на завтрашний день, ну и на потом.

День закончился, сегодня только купались в Венгрии да ели в Польше. Ну и в машине сидели, пока она проехала свои 489 км. В общем, тоже отдыхали...

23 августа 2019 г., пятница

Погода сегодня хорошая, увидели это сразу прямо из окна. И весь ветер остался в Венгрии.

Увидели и пошли на завтрак, он накрыт на втором этаже.  Тут все вроде по-польски, полно тарелочек, подносиков. И кофе-машина есть. Но когда стали разбираться, то увидели, что совсем нет ничего мясного, вообще. Примерно как в боснийском Яйце, но там хоть омлет с сыром приносили. А здесь какие-то картофельные котлетки, блинчики разные. Единственно, что нашлось - это какая-то рыбка в виде закуски. Удивились. А потом я прочитал у них на сайте, что по пятницам они всегда делают вегетарианский завтрак и очень этим гордятся... Странные. ну накрыли бы его на отдельном столе :).

И в результате у нас выбора не было, наелись полезных овощей и кофе напились... Ну не повезло, в другие дни меню для меня намного интереснее.

Выезд у нас до 12-ти, чтобы не быть привязанным к этому времени, мы забрали вещи из номера, перетащили их в машину. У девушки на рецепции спросили разрешения оставить машину на отельной парковке до отъезда, и она разрешила - да без проблем, оставляйте хоть до ночи. Но одна проблема осталась. Солнечная погода, тени на парковке нет в помине. Я попытался найти местечко, где хотя бы багажник был чуть прикрыт туями, но увы, надежды на ту тень не было, скорее, наоборот, солнце поднимется, и тень пропадет вовсе.

Тогда я набрался наглости и попросил у той же девушки пристроить где-нибудь у них наш авто-холодильник, чтобы он не жарился весь день в нагревающейся на солнце машине. Она сначала задумалась, а потом показала на угол (а здесь рецепция в отдельной комнате с дверью) и сказала - ставьте там.

Я побежал в машину, взял холодильник, но пока бегал, девушка сменилась, в рецепции набилось каких-то людей, точно не гостей. И мы тогда, чтобы не затевать разговор снова, просто поставили холодильник в общем коридоре первого этажа под подоконником, там и розетка была, наверное, для пылесоса. И мы в нее наш аппарат включили, да и ушли, оставив на произвол судьбы запасенные домой сыры, хорватский пршут, еще и пару оставшихся банок чешского пива. В общем, там был собран вполне приличный перекус :).

Прогулка по Люблину

Особого плана на прогулку не было, поэтому из отеля, оглянувшись на него по дороге, пошли куда глаза глядят, значит, к местному замку, уж очень эффектно он тут выделяется и возвышается над местностью.

Вход в замок бесплатный, но  посмотреть замковый костел с фресками и подняться на башню можно только за деньги. Касса в противоположном от входа углу.

История замка длинная. Еще в 12-м веке здесь была построена деревянная крепость, потом постепенно строились каменные сооружения, превращая крепость в замок, потом его стали  разрушать разные войны, и  в 18-м веке замок был разрушен почти полностью, за исключением нескольких строений.

И в нынешнем виде замок и не был замком. Это была тюрьма, которую построили в 1826-м году на месте разрушенного замка по приказу русского царя Александра I. И тюрьма тут была потом целых 130 лет, ей воспользовались и фашисты, и коммунисты, каждые в свое время и в разной последовательности, но с одинаковой целью.

Об этом сделана целая экспозиция в доминирующем здании замка - круглой башне-донжоне, построенной в 13-м веке, это самое старое строение замка и вообще одно из самых старых во всей Польше. Мы ее осмотрели, когда поднимались наверх башни, предварительно купив билеты.

Здесь вот билеты запросто покупаются карточкой, в отличие от венгерского замка, пенсионерские дают просто со слов, без предъявления документов, на меня посмотрели - и сразу дали :).

Стоили они нам 34 злотых. Примерно 540 рублей на двоих, в общем-то недорого для пенсов. Простые два билета вместе обошлись бы в 48 зл. (15 церковь + 9 башня) х2.

Но сначала мы пошли не в башню, а пошли мы смотреть фрески в костел Св.Троицы. Костел этот построен в 14-м веке, а фрески в византийском стиле были нарисованы в 1438-м году по заказу тогдашнего князя Витебска, Великого князя Литовского, да еще и польского короля Владислава II Ягелло.

Смотреть фрески пускают по сеансам, набирая группу посетителей. Но отставшим дают возможность догнать и посмотреть. Фрески, конечно, впечатляют, и в моей голове сильно перекликаются с мозаиками в Храме Спаса на Крови в Ст.Петербурге, но эти то на 450 лет старше.

Из костела мы пошли уже в донжон, через турникет по отдельным билетикам и не спеша поднимались наверх, рассматривая экспозиции про узников башни и вообще всей этой тюрьмы.

Довольно мрачно, и от этого было вдвойне приятно выйти на залитую еще утренним солнцем обзорную площадку

А потом сверху уже рассматривали панорамы Люблина, отсюда хорошо виден и Старый Город, и современный, и наша машина на парковке :), и можно спланировать маршрут осмотра. Хотя чего его планировать, все и так понятно.

Вышли из замка и дальше не спеша через массивные Городские ворота потопали по главной улице Grodzka.

Вот эту картинку на здании стоит запомнить, потом вернемся к ней ...

В самом центре над ней сидит на проволоке какой-то парень, да еще и с кошкой. Информации о нем мы не нашли и, видимо, он здесь сидит недавно, этот канатоходец, соревнуясь с канатоходцем из Быдгоща (там мы тоже еще не были).

И все люблинские достопримечательности тут, около главной улицы.

Начнем с  остатков собора Св.Михаила. Этот собор или костел был построен в 13-м веке, а в середине 19-го снесен по приказу правящего тогда здесь русского губернатора из-за того, что стены костела начали трескаться и он мог рухнуть. Восстанавливать его так и не стали, оставили фундамент и металлический макет, хотя собор бы тут смотрелся очень эффектно.

Рыночная площадь с нарядными домами и Старой Ратушей,  отсюда хорошо видно башню Тринитариев (1847), которая возвышается над всем городом.

Где-то около этой башни в одноименных воротах лежит "камень несчастий", который лучше не трогать. Нам он на глаза не попался, а так бы обязательно потрогали, потому что про "не трогать" узнали позже :).

Старая Ратуша стоит посередине Рыночной площади и давно уже не выполняет ратушных функций, с 15-го века здесь был  Коронный Трибунал.

Но это здание не очень привлекает, хотя оно в самом центре. По периметру площади много более нарядных домов, например, дом Клоновича (местного воеводы и поэта), да и другие рядом один другого лучше.

И кстати, привет нашему вчерашнему ресторанчику "Sielsko Anielsko" :). На него засмотрелись и пропустили вход в подземный лабиринт под Старым Городом. Он под Старой Ратушей, но мы в него не попали и рассказать не можем.

Потом по улице с фотографиями и портретами в окнах живших когда-то здесь жильцов (вроде бы, пострадавших от Второй Мировой Войны) подошли к Доминиканскому монастырю (14 в.) и зашли в его Костел, здесь до 1991-го года хранилась самая большая часть древа Святого Креста, потом она была украдена.

Есть легенда, как она сюда попала:

«Самая большая в католическом мире частица Древа Святого Креста, которая хранится
в костеле доминиканцев, стала причиной многих событий, повлиявших в последствии на
историю Люблина. В X-м веке великая княгиня Анна, жена киевского князя Владимира, не хотела покинуть Константинополь до тех пор, пока не выпросила из королевской сокровищницы легендарного древа. Несколькими веками позже киевский князь Иван подарил святую реликвию Епископу Андрею. Епископ по дороге в Краков задержался в Люблине у доминиканцев, чтобы
отдохнуть в пути.

Тогда Бог просто и ясно объявил ему свою волю: когда епископ хотел отправиться в путь, кони перестали слушаться до тех пор, пока он не снял с телеги сундук с реликвией. Андрей понял смысл этого события и решил оставить Святое Древо в Люблине".

Ну по какой причине могут не слушаться путника ноги, мы знаем, но я всё же не хочу думать, что Андрей пропил тут свою реликвию, легенда об этом не говорит :).

Попытки украсть святыню были и ранее, вот на одной из картин костела с панорамой Люблина середины XVII в. изображена такая попытка её кражи гданьским купцом Генрихом.

Рядом, за крепостной стеной, стоит архикафедральный собор Св.Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова (1604-1617) в стиле барокко с красивой росписью внутри. Проходим к нему как раз под башней Тринитариев и, наверное, мимо того самого камня несчастий.

Внутри собора есть т.н. акустическая капелла, за вход в нее берут деньги. Злотых у нас не было, капелла осталась не осмотренной и не озвученной.

Ну, а к главным Краковским воротам (1341 г.)  с оригинальной инсталляцией внутри мы подошли изнутри и досматривали их потом снаружи, когда вышли из Старого Города. В 16-м веке ворота дополнили восьмигранной башней с медным куполом наверху.

Через ворота мы вышли в Краковское предместье - веселый пешеходный торгово-ресторанный широкий проспект до Литовской площади. Понятно, что это была дорога в Краков, поэтому такое название у ворот и предместья.

На  просторной Литовской площади мы нашли памятник Люблинской Унии и Юзефу Пилсудскому и не могли не заметить замыкающий её  эффектный Гранд Отель.

На обратном пути нас напоил веселый козлик. Если вы заметили мою просьбу, то увидели, как он вместе с другом-котом ещё в начале прогулки по Старому городу встретил нас приглашающими бокалами вина .

Козёл этот стал символом города 700 лет назад, его изображение было на первой городской печати. Козёл и виноград были атрибутами богини Венеры, от которой выводила свой род Юлия. являвшаяся, согласно Викентию Кадлубеку, основательницей Люблина. Виноград тоже появился на гербе города, но позже. Козёл был первым.

И уже в конце прогулки мы заметили немного в стороне еще один костел, это костел ордена Босых Кармелиток (1644 г.).

В общем-то, на этом наше знакомство с Люблином и завершилась, прошли назад к отелю, купив по дороге магнитик на память.

С какой картинки мы начали вчера вечером знакомство с этим замечательным городом, такой его и закончим. Только в дневном исполнении.

Вот отель, а вот и крепость с донжоном, с которого мы недавно сюда смотрели.

Если вас город заинтересовал, то вот я нашел хороший путеводитель по городу Люблину с разными тематическими маршрутами. Для себя и для вас. Пользуйтесь. В нем намного больше информации, чем написано в нашем рассказе. Да мы и не планировали превратить рассказ в путеводитель.

Холодильник наш мирно урчал в коридоре отеля, заглянули в него, все на месте, и все холодное.

Ну что же, пора ехать дальше, сегодня нам недалеко, но мы планировали еще чего-нибудь купить в местном Ашане, сыра там, еще чего попадется. Польша пока еще радует своими ценами, не знаю, надолго ли.

В Люблине есть два Ашана, один поближе по маршруту, к нему и поехали и в три дня уже были там. Ну раз мы не особо спешили, ведь ехать то нам до мотеля возле Бяла Подляска пару часов, 130 км, то Штурман дала себе волю, и тронулись мы оттуда в шесть часов вечера.

Собственно так и надо было, в мотеле, в котором мы останавливаемся уже в третий раз (Dworek Jolanta) было запланировано только одно дело. Сегодня День Рождения старшего сына Юры, вот мы и хотели его отпраздновать в ресторанчике мотеля, нам там всегда нравилось поужинать, вкусно, старательно, красиво и недорого.

Dworek Jolanta, праздник в Чоснувке

И в нарядном тихом дворе мотеля мы оказались почти ровно в восемь вечера, тогда, когда и планировали. Хозяин мотеля нас вспомнил, но не по лицам, а по фамилии: "Похоже, вы у нас часто бываете".

Но номер дал не супер, наверное, подумал, что в четвертый раз уж мы не заедем. В этом раковина для умывания уж очень маленькая, такие обычно в туалетах ставят, руки споласкивать. Как я буду бриться, пока непонятно :). Ну и чувствуется, что пора бы уже и обновить тут все: и технику, и мебель.

И телевизор не запустился, вернее, мы не смогли от него добиться показа чего-либо, кроме заставки. Пришел наш хозяин, тоже пыхтел минут 10, включал то то, то это, и вдруг картинка появилась, Штурман успокоилась. Она не любит, когда нет возможности включить говорящую или поющую картинку. пусть даже этой возможностью она и не воспользуется.

А вот в ресторане все хорошо, праздничный ужин получился на славу, и мы очень хорошо отпраздновали наш праздник. И ценник в 86 злотых вполне нас устроил, особенно, если учесть, что Марина не стала сегодня пить пиво, выбрала бокал красного сухого вина.

И это было правильно, такое вино намного лучше в сочетании с ее любимым жареным камамбером. Вот третий раз мы тут ужинаем в в третий раз Марина заказывает это блюдо.

А именинник сын в это время после небольшого кораблекрушения на прогулочной яхте в Лигурии (затесался туда матросом, чтобы проверить себя на море на недельном походе из Монте-Карло в Геную) тоже праздновал на берегу вместе с командой яхты, успешно эвакуированной на берег. Об этом мы позже узнали :). Но там все практически смешно, пытались прочистить забившийся клозет, и яхта, возможно от их усердия, дала течь и стала понемногу тонуть. Но не утонула, и все закончилось хорошо. Приплыли спасатели, эвакуировали всех на берег, предоставили роскошную виллу для ночевки всему экипажу, яхту отбуксировали в порт, а организаторы плавания потом сыну еще и деньги за этот поход все вернули... Один позитив от этого яхтинга :).

За день проехали 135 км, т.е. снова был день отдыха, последний в этой поездке... Завтра чистая работа возвращения.