< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Эстония. Пярну и Сааремаа. Вместе весело шагать по просторам...

02 января 2019 года, среда

Вот же ведь, ночью сквозь сон я почувствовал неприятные ощущения в горле, оно немного побаливало... Значит все же удалось подстудиться за новогоднюю ночь и новогодний день, плюс холодное шампанское. Это было не совсем радостно, как бы не разболеться, у нас впереди большая программа.

На завтраке кофе пить не стал, грел горло чаем, и щей, к сожалению, сегодня не было, значит щи были праздничным блюдом.

Ну ладно, раньше времени сдаваться не будем. Машинка теплая, жена заботливая, не пропадем. Марина после завтрака дала мне сосательную таблетку - лечись.

Машинка стояла сухонькая и теплая в своем гараже, в очередной раз порадовались, что не бросили ее на улице. Ворота перед нами на выезд открылись сразу, и мы покатили дальше.

Скоро навигатор нас вывез на трассу А2 Вильнюс - Рига, там разрешено 110 км в час, машин очень мало - и я снова воспользовался круиз-контролем. А удобно, да, ничего не могу сказать, жалко нет приступочки для правой ноги, такой же, как для левой, я пока так и нашел места, куда её поставить. В результате засунул под педали. Практически до Паневежиса, больше ста километров, мы так и ехали с неизменной скоростью 110 км по GPS.

В Литве авто-топливо, по моим сведениям, самое дешевое из трёх прибалтийских стран. Я уже приноровился к новому расходу и прикинул, что если сейчас заправиться, то, в принципе, может солярки хватить до возвращения в Беларусь, а если и не хватит, то чуть. Поэтому прямо перед латвийской границей подъехали к заправке и я добил бак до полного. Вот ничего не могу с собой поделать, вроде, всего-то пара евро осталась в кармане, но мимо не проехать :).

Латвия уже привычно выглядит с трассы беднее Литвы, дороги стали более тряские, дома стали попроще.

Потом пролетели мимо Риги, довольно далеко от нее, видно не было. Ну у нас в планах Рига еще впереди, логистика перемещений в этом году путанная, почему так получилось, расскажу потом. Марина после заправки мне снова дала лекарственную конфетку, ситуация пока не улучшается, но и не ухудшается, и уже это радует.

Потом выехали на трассу А1, которая идет практически по берегу моря. И тут начал дуть очень ощутимый ветер. Особенно в разрывах деревьев машину прилично сносило, а если принять во внимание, что температура воздуха постепенно снизилась до отрицательной, дорога немного присыпалась снежной поземкой, то понятно, что ехать стало немного напряжно, скорость потока как-то постепенно снизилась, в основном никто никого не обгонял. И мы тоже. Но в нашей видимости никого с дороги не сдуло, ветки с деревьев летели, но небольшие и мимо. Штурман немного попереживала, но потом успокоилась. Кроме того, у нас совсем новая шипованная зимняя резина и по моим ощущениям, она держит машину на трассе довольно хорошо. Но все равно едем осторожно, не быстро и несмотря на это (а может, и благодаря этому :)) вот и табличка "Pärnu". Наша нынешняя цель аж на целых 3 ночи.

Этот душевный городок на побережье нам понравился еще в прошлом году, и снова сюда захотелось. Конечно, в основном для релакса в одном из местных СПА-отелей, благо их здесь хватает. В этом году мы долго выбирали сочетание достаточности нужных нам услуг и приемлемой цены. И в результате победил СПА-отель с громким названием "Viiking". По описаниям, здесь очень приличный довольно большой комплекс саун и бассейнов, все это включено в стоимость, понятно, с завтраком, и цену Викинг дал очень заманчивую, акционную, по 55 евро за ночь. Ну что же, посмотрим, что тут будет.

Дорога перед отелем ледяная, вышли из машины, ветром по льду немного сдувает. Женщина в возрасте на рецепции общалась на хорошем русском, выдала нам ключи от номера, браслеты для СПА-комплекса, четко объявила, что завтраки с 8 утра до 10, а с 10 утра по выходным и с 12 по будням открыт СПА- комплекс, и мы можем им пользоваться все это время без ограничения, и хорошего нам отдыха.  Машину можно парковать на улице перед входом (здесь, насколько я успел увидеть, все занято), а можно поставить во двор отеля. На мой вопрос - там на въезде висит "кирпич" с эстонской подписью, она сказала, что это кирпич для чужих, а нам можно. Вот туда, во двор, я и поставил машину после разгрузки.

В этот раз номер нам достался в очень удобном месте, на втором этаже, недалеко от  ресторана и от входа в купальни. Ну вот зря я на Букинг обижался, иногда и там достаются неплохие варианты.

Номер наконец-то с прямым потолком, мансарды уже поднадоели. Чувствуется, что он прилично уже пожил в этом состоянии, но все терпимо и достаточно удобно. А вот чайника нет, и это неправильно для СПА- отелей, после бани чаю попить неплохо.

И сидеть можно только либо на единственном стуле, либо на табуретке, другого ничего не было, но эту проблему я тут же решил, притащил кресло из соседнего холла, там их рядом стояло аж три, а сидящих  никого, да и холл не слишком был для сидения уютен, так что кресло более уместно было в нашем номере :), и Штурман смогла уютно устроиться напротив своего любимого телевизора.

Выглянули в окно, а там крыша, на ней какая-то, вроде, хижина, из двери которой идет пар, и рядом, почти мимо нашего окна, по снегу босиком гуляют люди в купальниках, пришлось занавесить поплотнее окна. Вот странные... Ага, зато мы можем наш авто-холодильник выставлять через окно на крышу, и продукты и напитки будут хорошо охлажденными, если их эти голые не выпьют и не закусят нашими же закусками :). Хотя в номере был и свой маленький холодильничек, но он охлаждал как-то неубедительно.

В шкафу лежали два халата, для меня немного коротковат даже самый большой из двух, и Марина попрыскала в кулачок, когда я его на себя натянул. Ну и ладно, мне только до бани дойти. А вот жене любой из двух был хорош, как так получается...

И пошли искать нашу теперешнюю баню.

Она тут относительно нас на нулевом этаже, от рецепции вниз. Браслеты наши сработали на турникете, дальше отдельные входы М и Ж. В каждой раздевалке по "голой" сауне, ну, это привычно, на них пока внимания не обращаем.

А основной комплекс и вправду хорош, он очень большой. Запутанный теплый бассейн, в котором можно плавать, и много всяких гидромассажных устройств для сидения, лежания и висения, таких же потайных уголков, которые и не сразу найдешь, со струями с разных сторон, три почти горячих джакузи, в которых всегда находилось место, "японская" горячая ванна, и дальше считаем парные - релаксирующая теплая, соляная чуть потеплее, ароматная еще теплее, можжевеловая (индейская) жаркая, финская жаркая. Рядом с каждой душевые уголки, а рядом с жаркими саунами еще и бочка-обливалка. Правда, не очень большая. Бар, в котором по браслету можно купить напитки, и некоторые нежились в джакузи, поставив на бортик пластиковый стакан с пивом или коктейлем. Мы этим не пользовались, не любим такого.

А от бара какая-то винтовая лестница наверх и время от времени кто-нибудь туда поднимается. И кто-то спускается. Пошли и мы на разведку, и оказалось, что там та самая хижина на нашей крыше и в перечне саун она значится, как сауна в шалаше викингов, ни больше ни меньше. А там недалеко и наш холодильник возле нашего окна стоит, охлаждается.

Эта сауна самая жаркая из всех, долго там нам не удавалось усидеть, да и другие быстро выскакивали, особенно после ковшика на камни... И после неё и правда хотелось не только босиком по снегу походить, но и лечь в него было бы неплохо. Но к сожалению снега маловато, чуть только все припорошено.

Но это потом выяснилось, сегодня я не рисковал и в основном грелся, а не жарился. И очень обрадовался наличию соляной и ароматной бань, там я этим вечером провел больше времени, прогревая дыхалку. Марина же бегала по всем саунам, ей это вдруг понравилось, хотя раньше она к "паренью" была довольно равнодушна, а жаркие сауны так вообще не любила и обходила их стороной.

Еще ей понравился очень контрастный и очень сильный горизонтальный массажный душ в одном из закутков-лабиринтов, в котором ледяные струи-иглы соседствовали с очень горячими, и те и другие на грани терпения, только верчение спасало. Мне тоже потом понравилось.

В общем, очень достойный СПА-центр и если посмотреть по прейскуранту, что 3-х часовой билет туда стоит от 11 до 16 евро на человека, а мы за все платили 55 евро в сутки, включая завтраки, то становится понятно, что у нас получился довольно выгодный вариант.

Сегодня никуда решили уже не ходить, учитывая мое взвешенное непонятное еще состояние, купались и парились долго, до восьми вечера, а потом просто сидели в номере и ужинали нашими "новогодними" запасами, подкрепленными литовским сыром и итальянским вином, купленным в Вильнюсе. А вначале я все же с помощью кипятильника  напоил нас чаем... Хорошо чайку после водных длительных процедур. Вот, вроде, всё время в воде, а пить хочется :). И шампанское сегодня не стали допивать,  побоялись меня поить холодным.

На этом день и закончился.

Проехали за день 476 км... Вообще-то не так уж и мало.

03 января 2019 года, четверг

Марина вчера заметила возле входа в СПА зал для фитнеса с разными тренажерами и утром, пока я валялся, собралась потихоньку и туда умчалась. Правда, ее кроссовки остались в машине и она убежала разминаться почти босиком, в носках. Я же лежал и горевал, что СПА  открывается так поздно, нельзя поплавать до завтрака... А после завтрака уже не супер туда лезть, мы с Мариной завтракаем в отелях всегда очень плотно.

Вот так горевал, я горевал и вдруг понял, что никакое горло у меня не болит от слова совсем, и понял, что и ночью ничего не болело и последние неприятные ощущения у меня  были вчера вечером. "Свершилось чудо, друг спас жизнь друга" (с). Это я Марине радостно сказал, когда она вернулась с разминки. Марина недоверчиво посмотрела на меня, но обрадовалась. И хочу сразу сказать, больше в поездке у меня уже ничего не болело, ну кроме обычных привычных возрастных болячек, вроде коленки.

Завтрак в этом отеле хоть визуально и обильнее, вроде бы, больше всего, чем в литовской "Grata", но больше напоминает столовский, качество продуктов среднее, поток завтракающих большой, обслуга мечется и не всегда успевает пополнить быстро кончающиеся запасы самого вкусного, да и напитков тоже. Кофе приходилось пару раз ждать, пока приготовится. Понятно, что никаких кофе-машин тут нет, кофе из большой поилки, хотя как ни странно приемлемый на вкус. И уборка столов здесь тоже дело рук самих  питающихся. Но это не мешало нам все же выбрать свои продукты и достаточно вкусно и, конечно же, плотно :) наедаться.

А раз наелись, то надо разминаться. Пярну нам понравился и в прошлом году, такой приятный провинциальный курортный городок. Но тогда мы жили далековато от центра и на прогулку ездили один раз. Нынешний наш отель находится почти в центре города и этим нельзя было не воспользоваться.

За ночь еще похолодало, градусов 10 мороза, с ветерком, но он терпимый.

Прямо перед входом в отель озеро или пруд, а дальше через канал по мостику мы подошли к воротам, отгораживающим вход в старый город. Это Таллинские ворота, они были построены в 17-м веке в комплексе с другими фортификациями во время господства шведов. Через 200 лет все снесли, а ворота остались.

Судя по описаниям, летом здесь толчея, ярмарки, а сейчас никого, тишина и спокойствие. И такие же тишина и спокойствие во всем городке.

От ворот мы пошли к нарядной Апостольской церкви Преображения (1904 год), которую не смогли посетить в прошлом году, но, увы, она снова была закрыта. Так и не удалось нам оценить её акустику, которой она по описаниям славится.

А потом просто бродили по улочкам, их тут на самом деле немного. И немножко  фотографировали, вот набрели на еще одну местную достопримечательность - дом бургомистра Штейнера (1674), который вместе с соседним домом Хено (1670) объединены в одно здание пристройкой с колоннами.
Ну и не могли мы не зайти в местный торговый комплекс, скорее, не для того, чтобы что-то купить, а выпить в тамошнем кафе-библиотеке вкусного кофе. И если в прошлом году здесь же Марина пила кофе с ликером (Vana Tallinn, конечно), а я американо (наша машина ждала нас у входа), то теперь и мне было  позволено побаловать себя, что, конечно же, сразу отразилось на бюджете набора :), правда, я все равно сэкономил на сливках, хотя они могли быть и бесплатной добавкой.
За это время ветер практически прекратился, и мы пошли искать море. От отеля, кстати, практически прямо выходишь на знаменитую сейчас в Пярну деревянную туристическую тропу длиной 463 метра, построенную недавно над старым молом.  Ее мы сфотографируем в следующую прогулку, а сегодня просто прошлись по ней над замерзшими камышами к затянутому в лед заливу. Сегодня здесь очень красиво и кому-то хочется летать :).

Мы тут гуляли не в одиночестве, народу не много, но изредка нам кто-то встречался.

Сфотографировал жену на женском нудистском пляже, мне понравилось.

И потом через парк вернулись в отель. Дорожки и дороги совершенно ледяные и на них дрифтили местные на своих машинках, причем специально, забавлялись.

Понятно, что вечер мы провели в СПА, а потом расслабленные долго ужинали. Это называется "курортный отдых" :)

04 января 2019 года, пятница

Ничем не примечательный и особо не отличающийся от вчерашнего день. Марина с утра снова сбежала в фитнес, я снова погоревал, что не могу поплавать до завтрака. Правда, и Марина скоро вернулась, фитнес-зал закрывается на ремонт.

Погода сегодня повернулась в другую сторону, потеплело, и даже начал изредка капать дождь со снегом. Поэтому мы после завтрака скатались в местные гипер\супер маркеты, посмотрели пару и убедились, что лучший по выбору и ценам - Maxima XXX.

А потом все равно пошли гулять на берег, несмотря на сырость и ветер. Можете сравнить.

Вот и та самая туристическая дорожка, сегодня на ней народу поменьше. Только мы :)

Но все равно гулять здесь как-то приятно, тем более, что знаешь, что потом будет релакс и тепло, и даже жарко.

А после купания, когда мы, распаренные, в халатах и шлепках, топали по коридору в номер, то обратили внимания на дверь, возле которой сидела женщина в белом медицинском халате, а на двери был нарисован человечек, плывущий в воде.

Спросили, а что это тут за дверью. А тут, ответила нам белая женщина, сауна и бассейн, но они сейчас закрыты, а открываются только для утреннего плавания, с 6 до  10 утра.... Немая сцена, Марина каждое утро, пока я горевал в номере, пробегала мимо этой двери в свой фитнес.

05 января 2019 года, суббота

Поэтому этим утром мы были в раздрае. По первоначальному плану, когда мы не знали про утренний бассейн, было задумано позавтракать пораньше, а потом до 12 (это время нашего выезда) еще понежиться в СПА напоследок. А теперь мы еще и про бассейн узнали...

Короче мялись, мялись и все же побежали на утреннее плавание, хотя бы для того, чтобы посмотреть, что там. А там две отдельные финские сауны в гендерных раздевалках, общая негорячая подогревалка в зоне бассейна и вполне себе приличный 25-ти метровый глубокий бассейн. Честно говоря, я поплавал в удовольствие.

После плавания и завтрак вкуснее. И оказалось, что мы еще и в СПА успели, на часок, и номер освободили минута в минуту, выбрав почти все положенное. Всего только два утренних плавания пропустили, ну и ладно. Конечно, при заезде нам должны были про него сказать, но и сами-то мы, вернее, я, почему не полазил на сайте отеля, там все же есть...

А все равно нам здесь понравилось, мне так больше, чем в прошлогоднем Strand Spa, по-крайней мере здесь СПА- зона намного интереснее,  разнообразнее и качественнее, хотя сам отель проще, продукты на завтрак тоже пониже классом. Вроде, все есть, но удовольствия не доставляло, наелся и ладно, впрочем об этом  я уже, вроде, говорил...

А вот следующая точка останова у нас интереснее. Мы наконец-то решились посетить остров Сааремаа и там у нас забронирован номер на 3 ночи в отеле "Grand Rose" в главном городе острова Курессааре.

Отель этот понравился Марине, когда мы искали варианты, по фотографиям и отзывом, чувствовалось, что это достаточно классное жилье, конечно же со СПА, иначе зачем туда вообще ехать. Но на Букинге у него не было отменяемых вариантов, и я тогда нашел сайт отеля и забронировал жилье  через него и переписке с менеджером. Как оказалось, тут все отменяемо и цена даже немного ниже Букинга.

Отель нас ждал с 16 часов, т.е. через 4 часа, ехать нам, наверное, меньше, даже с учетом неизвестного парома,  потому что общее расстояние всего 140 км. Поэтому сначала нас понесло в соседний гипермаркет Maxima XXX, мы же на остров едем, неизвестно, насколько он обитаемый и будет ли там магазин :). Короче, запас карман не трёт, особенно с учетом того, что на дворе зима.

Дорожка от Пярну до Виртсу (здесь причаливают паромы) ничем не примечательная, прямая и простая, и мы не заметили, как вдруг появился знак парома, навигатор тоже нарисовал смешной кораблик в зоне маневра, а потом впереди точь-в-точь пункт оплаты дороги - будка и шлагбаум.

Сааремаа, Курессааре, "Grand Rose

Женщина из будки спросила, сколько нас, нас двое, и выдала билет за 14.2 евро, который, впрочем, потом никому не был нужен, просто шлагбаум перед нами открылся, назвала нам номер нашей полосы и мы выехали на пирс. Тут уже стояло несколько машин в три ряда, но немного, не больше тридцати. И в нашем ряду впереди, буквально через пару машин, стоял джип Fiat Freemont, судя по наклейкам, очень заслуженный путешественник, а это могло означать только одно, в джипе сидит Николай Владимирович Комаров, почти постоянный герой наших рассказов последних лет. Он присутствует в них либо незримо, консультантом, либо зримо, как сейчас. И мне так кажется, его скоро придется включать в список авторов нашего сайта.

И сидит он там не один, а вместе со своей женой и спутницей Алиной.

На самом деле это для вас такая встреча была неожиданностью. Мы же о ее возможности знали, более того, были уверены, что встретимся, но я не ожидал, что настолько точно Комаров все подгадает.

Когда мы спланировали свою поездку и ждали ее начала, я написал о планах Николаю, а вдруг они с Алиной тоже будут где-то недалеко. Николай вообще-то планировал что-то другое, Рим вроде, но тут, узнав, что мы собрались на Сааремаа, планы поменял. И для нас с большой пользой, потому что он, когда стал смотреть для себя варианты жилья в в уже "нашей" Гранд Розе, увидел, что у них появился акционый тариф на наши даты на три дня и получается скидка в 25 евро.

Я тут же перебронировал номер по акции, и Николай тоже занял себе местечко. Т.е. мы ехали в одно место и на одинаковые даты. Перед отъездом Николай поинтересовался, во сколько мы будем выезжать из Пярну, какие у нас планы по пути, и вот этого ему хватило, чтобы мы прибыли на пирс с разницей минут в десять.

В общем, следующие три дня нам предстояло провести вместе.

Пока то да се, поздоровались, обменялись какими-то впечатлениями, Николай заметил, что новая машина у нас "цветом похуже", и вот уже подошел довольно большой красноносый паром и  с него шустро посыпались приплывшие машины, пять минут и он уже пустой. И тут же началась наша погрузка. Здесь все очень быстро и четко, регулировщики ловко разруливали нас по местам, Николая с его джипом отправили на нижнюю палубу, нас на балкончик.

Не успели погрузиться, как паром стал отплывать, а народ высыпал из машин и бегом помчался кто куда. Плыть-то всего полчаса, но почти все в суете. Кто в туалет, кто в магазин, а многие кинулись в кафе и начали там что-то поглощать. Мы же только и успели, что оглядеться, сделать несколько снимков и попробовать посидеть у окошка.

Всё, за это время паром приплыл и все почти бегом понеслись назад в машины.

Разгрузка еще быстрее погрузки, все быстро поехали, явно куда-то торопясь, а потом было забавно и стало понятно, куда все торопятся. Практически все машины выстроились на трассе цепочкой и поехали в Курессааре, т.е. вместе с нами. Тут, похоже, и ехать больше особо некуда. А поскольку дорога узкая, почти везде обгоны запрещены, то так и ехал этот караван, только редкие смельчаки выскакивали время от времени на разрешенных местах, постепенно собираясь сначала в голове каравана, потом из "быстрых" образовался свой отрыв, а потом и он рассосался и скоро мы уже ехали практически одни, а цепочка фар из каравана еще долго светила где-то сзади.

Поэтому мы приехали в отель несколько раньше Комаровых.

Получили номер, он понравился, стильный такой, правда, зачем-то с детской кроваткой. Зато его стеклянная стена-дверь выходила прямо во двор с сауной и из нее был вид на бассейны СПА-центра через его стеклянную крышу, СПА снова расположен этажом ниже, в подземелье. Во дворе есть парковка, но сейчас она вся занята, поэтому на рецепции нам подсказали, что в 100 метрах от отеля есть большая бесплатная общественная парковка, туда мы машину и поставили, перегрузив предварительно из нее свои вещи в номер.

Отель с улицы совершенно непритязательный, одноэтажное строение. Внутри же с намеком на роскошь, и розы нас встретили прямо у входа.
И продолжали сопровождать везде.
Коридор обычный, но все равно дорожка в розах и двери тоже.
На кровати нас ждут красные махровые халаты, которые мы мгновенно натянули и пошли в СПА, чего время терять. СПА-комплекс совсем недалеко от нашего номера, по лестнице из нашего коридора вниз.

Внутри все тоже очень ухожено, бар, в котором берешь без ограничения полотенца, большие и маленькие, на столике около бара в разных графинах в свободном доступе охлажденная вода с мятой, ягодами и апельсинами. Плавательного бассейна как такового нет, но в том что имеется, круглой формы, вполне можно плавать, когда мало посетителей.

Конечно у бассейна роза на дне, а как же.

Он еще и универсальный - включаешь себе течение специальной кнопкой, из стенки начинает шарашить сильная и объемная струя - и плыви ей навстречу на одном месте, пока не устанешь. Джакузи, ванная с горячей водой и большой набор саун на любой вкус  - ароматная, для релакса и с розами внутри, соляная, средней горячести с телевизором, горячая. Рядом с двумя горячими саунами кадушка-обливалка и еще бочка-бассейник для окунания-ухания :), типа проруби, которой мне так не хватало в Пярну в предыдущем отеле.

В еще одну сауну надо подниматься по лестнице, она очень горячая, наверное, самая горячая из всех и просторная, во дворе отеля рядом с нашим номером. Только я не понял, как они борются со сторонними посетителями, в принципе можно приехать, встать на парковку во дворе, в машине переодеться и через эту сауну свободный вход в комплекс без всяких билетов. У нас же никаких браслетов не было, просто шли в открытую дверь и все. Наверное, это характерно для островной жизни.

Мы уже прилично напарились и набулькались, когда пришли Комаровы и присоединились к нам. Не знаю, где они были так долго :).

В общем, снова началась курортная жизнь. Кстати, этот комплекс SPA открывался с 8 утра, и это вполне нам давало возможность наплаваться вволю с утра, перед завтраком. Это было вообще отлично, практически никого и все в твоем распоряжении.

А Марина даже пару раз бегала в СПА и верхнюю сауну прямо из номера, через нашу стеклянную дверь.

За день проехали 147 км и еще немного проплыли, кажется 5 км.

06 января 2019 года, воскресенье

И завтрак тут намного круче, все, что на многочисленных подносах, в кастрюльках, графинах и т.п. было очень вкусным и свежим. Особенно понравилась соленая красная рыба, жалко ее много не съешь. А когда мы обнаружили еще и игристое белое вино "брют" в ведерке, то совсем разомлели. Шампанского на завтрак у нас еще не было.

Не хотелось уходить :).

Правда, на следующий день выяснилось, что шампанское только по выходным, больше нам его не предлагали, но все остальное так и оставалось на завтраках на высоком уровне.

Курессааре и Епископский замок

После сытного и хмельного завтрака грех не погулять, и мы вчетвером отправились смотреть город, благо наш отель практически в самом центре.

Город, кстати, очень похож на Пярну, такой же малоэтажный и уютный, только здесь еще есть главная достопримечательность - замок, куда мы потихоньку и отправились, по пути рассматривая домики и скульптуры.

Курессааре (раньше Аренсбург) - старинный город, начинался он как раз с замка, и упомянут впервые в 1381-м году.

В советский период он назывался в честь эстонского коммуниста Кингисеппом. Это самый западный город Эстонии и главный город на острове Сааремаа.

Сразу после Рождественской или  Новогодней елки нам встретился памятник (1928 год) Героям Освободительной войны, который был в советский период разрушен,  но в 1990-м году в точности восстановлен.

Рядом стильная важня 17-го века (помещение, где находятся валовые весы (вага) на торговых площадях, при таможнях), раньше несла функции палаты мер и весов.

Но в общем-то, не особо и хотелось узнавать, что это за здания и зачем они, мы просто неспешно брели себе от одного к другому, пока не вышли к замку, отгородившемуся от острова своим рвом и крепостным валом, все как положено. Из-за рва выглядывает Пороховая башня (15-й век)

Вблизи Епископский замок (14-й век) выглядит очень внушительно, это, скорее, оборонительная цитадель, особенно на фоне соседних нарядных деревянных домов.

Внутри замка музеи и экспозиции, и мы, конечно же, пошли их смотреть. Вход, естественно, платный, 8 евро с носа, пенсионеры по 6. Но мои намеки на то, что вот перед вами настоящие русские пенсы, кассирша проигнорировала и 4 евро сэкономить нам с Мариной не удалось, а Николай даже и не пытался. Не везде это прокатывает почему-то.

Конечно же, в замке есть свои легенды, одна нас ждала еще до кассы. Вроде бы, в 1785 году архитектор изучал строение замка и случайно нашел останки рыцаря в подвале внутреннего двора. Рыцарь сидел в кресле и рассыпался в прах от одного лишь прикосновения, правда, его успел зарисовать местный художник. По легенде рыцарь-испанец, одновременно инквизитор, был прислан на службу к местному католическому епископу. Он встретил на острове прекрасную белокурую девушку и полюбил ее, и она тоже не устояла перед горячим южанином. За это девушку обрили наголо и отправили в монастырь. Тогда испанец, желая как-то выручить любимую, отправил ей в хлебном мякише письмо. Но письмо попало епископу на стол и тот жестоко наказал испанца, замуровав его в этом подвале.

Внутри музей поделен на разделы, которые плавно перетекают один в другой через запутанные потайные проходы, ну или просто по парадной лестнице, кому где интереснее.

В исторической части внимание привлекает деревянный алтарь "Венчание Богородицы" (1511, Юрген Дрейер). Еще понравились великолепные барочные барельефы-эпитафии (17 век), их одиннадцать штук развешано по стенам в музее.

В одном из узких переходов по мостику идешь в башню - и вдруг неожиданно снизу из глубокой шахты начинают рычать львы. Тоже легенда - здесь вроде бы приводили в исполнение смертные приговоры, сбрасывали приговоренных вниз к львам в шахту через специальную дверцу, и голодные львы тут же делали свое дело. И, вроде бы, даже таким способом был  устранен епископ Хенрик III,  во время ссоры с членами капитула. Переспорили они его, значит. А епископ таким образом увековечил свое имя, поскольку больше о нем нет никаких упоминаний - это епископ, которого съели львы.
Потом эстонцы зажили неплохо.
А потом совсем хорошо и даже отлично.
Вот такие счастливые сделались у них лица....

Почти вся экспозиция музея, конечно, ориентирована на то, чтобы рассказать, как долго эстонцы добивались своей независимости то от немцев, то от русских и вот, добились и теперь счастливы.

Впрочем, как и все прибалты...

А потом неспешная прогулка вокруг замка, благо погода сегодня вполне неплохая, легкий морозец почти без ветра, только солнышка не хватало.
Еще одна местная достопримечательность - Курзал. Его построили и открыли в 1898 году, это был центр курортной жизни города, в советское время здание постепенно хирело, но потом его восстановили и даже в 1989-м ему было присвоено звание самого лучшего строения Эстонской ССР 1988.
А это просто симпатичный дом на одной из прибрежных улиц, шли мимо и он понравился. По мне так симпатичнее Курзала. Они, кстати, почти напротив друг друга.

Когда пришли в отель, то я увидел, что на закрытой парковке освободилось несколько мест и переставил туда машину, практически к нашим стеклянным дверям. Очень удобно оказалось, можно было напитки посильнее охлаждать, поскольку багажник уже мог выполнять роль холодильника. Ну и когда машина под боком, всё же  как-то спокойнее.

А после прогулки уже пора и в СПА, и это как нельзя вовремя, все же погода не летняя. Пошли греться, париться  и плавать от души... Хорошо тут.

07 января 2019 года, понедельник, Рождество Христово

Хотя сегодня и праздник, но это только у нас, эстонцы не празднуют, и шампанского сегодня на завтраке не было. Но все остальное такое же вкусное и в том же количестве.

Мы сегодня собирались съездить на самую западную часть острова вместе с Комаровыми, там большой маяк на мысе Сырве, и я надеялся на утреннее шампанское в качестве отмазки, Николай же не пьет спиртного. Но не задалось и пришлось мне валить на то, что машина уж больно хорошо стоит на парковке, а Николай свою вчера поленился загонять в закрытый двор, да и сомневался он, что сможет затолкать свой джип на свободное место в довольно тесном дворе. Кроме того, у них номер не имел дверей в парковочный двор и особого удобства они не получали.

Вот и пришлось ему нас везти :). Хотя, по правде, мне просто было интересно прокатиться на Комаровском Фриманте, хотя бы пассажиром. Николай, кстати, возражал совсем немного, слегка намекая, что бензина у него впритык и не факт, что хватит вернуться на материк. Но я делал вид, что не слышу про бензин :)

Но сначала мы вспомнили, что в Курессааре есть еще один объект, про который мы вчера забыли напрочь и не дошли до него метров 300 от Курзала. Это скульптура "Большой Тылль и его жена Пирет" (2002, Тауно Кангро). И поскольку погода еще была непонятной, небольшой туман, то сначала  исправили недоделанное.

Эти задорные и, очевидно, добрые великаны,  и правда, понравились.

Не буду здесь пересказывать сказок и легенд о Большом Тылле, они легко ищутся на просторах сети, это очень любимые всеми эстонцами и особенно жителями Сааремаа народные персонажи.

А потом сходили к местному маяку, он тоже обозначен на карте туристических объектов острова, только тут их два, красный и зеленый, и мы так и не поняли, какой туристический. Поэтому фотографировали оба.

За время прогулки туман почти совсем рассеялся, из него высунулся вчерашний замок, и  Николай нас повез на мыс. А что, тоже неплохо ездить на его машине, мне понравилось :).

Доехали мы быстро, и на мысе вообще никого, кроме нас, не было, были бы мы тыллями, могли бы утащить их маяк, никто бы и не хватился.

Но мы не тылли, и маяк остался стоять, где стоял, поблескивая раз в 15 секунд. Я несколько раз пытался сфотографировать его во время вспышки, но ни разу не попал и плюнул.

Первый маяк здесь был построен еще в 1646-м году, деревянный, потом он перестраивался, переносился, дерево заменялось камнем, а потом железобетоном. Нынешний вид маяк получил в 1960-м году.

Судя по табличке на двери маяка, летом на него можно подняться, сейчас все закрыто, и поэтому мы просто побрели мимо него и  полуразрушенных дотов к оконечности мыса.

Здесь все очень сурово и по-своему красиво. Но долго тут не задержишься, сфотографировались на память, Марина снова попыталась полетать, и потопали назад, к машине.

Собственно на этом и всё, только по пути остановились посмотреть еще на одну местную достопримечательность, пляж каменных пирамидок  Ярве. Ну такие пирамидки мы много где видели, например, в ущелье Vintgar в Словении или возле трех пиков Лаваредо в Италии. Посмотрели на них и здесь.

Ну а вечером мы, вернее, не мы, а Марина, воспользовавшись тем, что мы в эту поездку не поленились положить в багажник нашу мультиварку, но ни разу её еще не доставали, пригласили Николая и Алину к себе на рождественский ужин после посещения СПА, забежав предварительно за продуктами в соседний магазин.

Правда, мне пришлось опять печку немного подремонтировать, я совсем забыл, что она у нас в полу-сделанном состоянии приехала из летней поездки. Но опыт уже был, и ремонт оказался недолгим, благо машина с инструментами в багажнике рядом за дверью.

Комаровы приглашение приняли и мы провели вместе замечательный прощальный вечер. Не знаю, как уж им наше угощение, но нам с Мариной беседы с ними понравились, впрочем, нравились они и раньше, это далеко не первое наше совместное "домашнее" застолье, надеюсь, что и не последнее.

08 января 2019 года, вторник

Вот и закончилась наша расслабуха на острове Сааремаа в замечательном СПА-отеле "Grand Rose". Все очень понравилось, провели отличные три дня и хорошо отдохнули и расслабили напряженные полугодовой работой организмы.

И после прощального утреннего похода в баню (а как же) и потом плотного (тоже прощального) завтрака мы расселись уже каждый в свою машину и покатили на паром. Там опять все  очень четко, погрузились и поплыли. Только сегодня залив был в льдинах, дул сильный ветер и паром ощутимо качало.

Но доплыли, попрощались, и дальше каждая семья поехала своей дорогой, мы направо - в Ригу, Комаровы налево - в Таллинн.

И судя по всему, Николаю таки хватило бензина доехать до материковой заправки, несмотря на моё коварство.

А у нас начался новый этап этой поездки, латвийский.