< ПредыдущаяНа главнуюСледующая >

 

Черногория – Сербия

 

Черногорцы спросили основание на въезд – у нас был ваучер в г. Будва на 3 дня. Утащили его и паспорта в будку, чего-то там поколдовали и принесли талончик картонный – туристический пропуск. Отметок в паспортах делать не стали. Зачем пропуск, не сказали, но махнули руками:  проезжай, не задерживай.

Сначала дорога шла по материку, потом вывезла на берег Которского залива. Длинная дорога по берегу, вдоль дороги  узкий,  метров 10 шириной, галечный пляж, на котором купаются, полицейские через каждый километр. Поехал по указателям на Будву с какой-то припиской,  оказалось,  это на паром - можно бухту паромом пересечь. Может, и надо было, уж больно длинная дорога вокруг залива. Но наша задача - изучение и поэтому сдали задом на трассу.

В конце концов, залив все же объехали, и после  Котора чисто интуитивно поехал в нужном направлении  на Будву. Интуитивно потому, что ни в Черногории, ни потом в Сербии нас указателями совсем не баловали. Да и знаки дорожные в основном либо поломаны, либо замазаны черной краской, ехать поэтому в нужном направлении довольно трудно, а приехать  еще труднее.

На Будву из Котора вызжаешь через тоннель – первый тоннель не в цивилизованном мире за весь маршрут. Это жуткая такая дыра в горе длиной с километр или меньше, света нет в принципе, сверху льет что-то, на дорожном покрытии ямы. Кое как проехали. Дальше еще встречались тоннели в Черногории и все они примерно в таком же состоянии.

Проехали мимо Будвы,  вид ее понравился:  красивые такие пляжи с подобранными в один цвет зонтами,  видимо, платные. Заезжать в город не стали.

 

Город Петровац со своей бухтой тоже визуально впечатлил. Красивый вид на него и на въезде и возможно, на выезде. Въехали и тут же к нам кинулись с предложениями жилья, но Марина велела проехать сначала в город и изучить обстановку. Ну, проехал, покрутился по узеньким улочкам, заставленным запаркованными автомобилями. Объявлений о жилье немного, поэтому вернулись назад – там автобусный вокзал и возле него рынок жилья. Правда, когда мы сообщили на этом рынке, что нам надо на одну ночь, народ поостыл. Было предложение в километре от моря (я думаю, действительное расстояние уменьшено раз в 5) за 40 евро – отказались. Потом в 200 метрах от моря за 30 и поехали смотреть. Маленькая комнатка с 2-х спальной кроватью на троих, коридорчик-кухня с малюсенькой плитой и слабо работающим холодильником,  душ без воды днем и эти все удобства на две семьи. Все на первом этаже, до моря, как оказалось, с километр, балкона естественно никакого. Машину надо ставить на проезжей улице наполовину на тротуар. Под колеса  камни - уклон довольно большой. Не понравилось, но искать чего-то еще было уже лениво и согласились,  ночь переживем. Переоделись и пошли искать  пляж. Хозяйка нам сказала,  – направо городской, но там народу много, лучше пойти налево, там песчаный и посвободнее. Пошли налево, когда вышли на этот пляж – небольшой, метров в 300 длиной залив между скал,- слегка опешили от количества народа.  На пляже мест практически нет (что же тогда на городском…?), шум, гам, какой-то навязчивый сервис, очень похоже на Сочи. Пляж на самом деле мелко галечный, в воде  дно песчаное. Правда, вода прохладная и очень чистая: море по чистоте не уступает островному в Хорватии.

Вечером, после купания, подались на прогулку и ужин в город.  Зашли в ресторанчик, цены на еду понравились – процентов на 20 ниже хорватских. Все в евро. Из-за этих цен набрали еды немеряно и облопались не по-детски :(. После ужина  на набережную и тут почти шок - сплошная толпа, протискивающаяся через уличную торговлю, громкая музыка, что-то жарят - парят и впаривают непрерывно.… Тоже видели все это в Сочи и от этого ушли давно.

В общем, может и  наскоком у нас все, но впечатления в целом не слишком положительные. Хотя все это можно было предугадать на основе прошлых рассказов – красивая природа, отличное море, чудесные горы, немного более низкие цены на питание с одной стороны и совковый сервис, перегруженность в сезон, базар-вокзал во всем (Россия прямо). Если бы я бывал в Крыму, то, может быть, сравнил Черногорию с Крымским побережьем  Черного моря.

Тем не менее, опыт получен и принято решение, что  Черногория нас  в плане отдыха на море пока больше не интересует.

Утром  хотели уехать пораньше, но началась сильная гроза с ливнем – кстати, первый дождь за все время на море. Зонт остался в машине, и пришлось мне надевать плавки и идти принимать душ под открытым небом. Освежился, перетащил вещи. Семья погрузилась в минуты перерыва в дожде в машину, и мы поехали в Сербию, а точнее  в Румынию, поскольку в планах был маршрут до румынского города Брашов. Но, реально оценивая расстояние в 980 км по мишленовскому маршруту, имея вчерашний опыт поездки по Черногории - мало того, что плохие дороги, еще и мишлен не очень хорошо знает километраж и занижает его процентов на 10 (так и вышло в итоге), был принят план-минимум  доехать за день в Румынию сколько сможем.

Стали подниматься в горы – круто и высоко и все это в условиях сильного ливня и плохой видимости. Скорость поэтому была не высока, да еще и попадались иногда машины, водители которых откровенно боялись и ехали ну уж совсем медленно  - километров по 15-20 на прямых отрезках. Их удавалось обогнать (или объехать) с трудом на этих же прямых и то только после полной уверенности, что впереди нет встречного. К тому же в Черногории и Сербии стали попадаться водители, любящие, как и многие наши, экономить электричество. В конце концов, забрались на очень высокий перевал, на котором бы в хорошую погоду непременно оставили себе на память снимок, поскольку вид вниз должен быть хорош:  высота полета самолета и внизу море. Но ливень,  и мы едем вниз по такому же крутому серпантину, как и подъем. Поэтому своих фотографий на память о Черногории не осталось. Те что в отчете – из Интернета.

Потом многочасовая езда по горам, узким ущельям, тоннелям в скалах, скорее напоминающих природные пещеры, а не дело рук человеческих. Дорога, кстати, по горному ландшафту очень напоминала наш путь в Ниццу во Франции, только качество сооружений много ниже. Марина даже, сказав – а такие виды я уже снимала во Франции, отложила в сторону видеокамеру. Как потом оказалось,  ту дорогу она тоже не снимала, так как нервничала – боялась опоздать в отель. Поэтому оба преодоления остались только в нашей памяти, ни фото, ни видео :(.  В Черногории не принимают на заправках к оплате карточки, и пришлось заправляться за наличные евро.

Сербия началась границей и пограничным постом,  сербский пограничник нас не остановил,  махнул рукой. Дороги  слегка улучшились, по крайней мере, ландшафт выпрямился, и скорость движения возросла, но указателей  не прибавилось. Цены на заправках в евро заменились на цены в Юмах,  мы так поняли, что это  югославские марки. Точно сказать не могу,  менять деньги не стали, в магазины не заходили, не заправлялись. Даже и курса  точно не помню,  что-то 60 юмов за доллар. Заехали только в гипермаркет какой-то и прикупили немного еды на 300 юмов, оплатив  карточкой.

Маршрут проходил то ли мимо Белграда, то ли прямо через него. Последнего не хотелось – все надеялся, что будет объездная, но не тут-то было. Въехали в столицу бывшей Югославии и начались пробки и заторы. Через Белград с востока на запад проходит автобан на Загреб и хотелось повернуть на запад,  надо же было на север  на г. Панчево,  но все указатели вели только на автобан. Проехали поперек него, покружили по городу под моросящим дождем. Я обратил внимание, что стрелка температуры двигателя стала приближаться к красной зоне…. Вот черт, и вентилятор что-то не запускается.  Тут же зажглась лампочка на панели CHECK ENGIN,  значит, какой-то из датчиков инжекторной системы  неисправен. Пришлось остановиться. Немного подождал, завел двигатель снова,  вентилятор закрутился, стрелка вроде вернулась на 90, индикатор CHECK ENGIN не загорелась, ладно, поехали. Вернулись к автобану и поехали по нему в сторону Загреба в надежде встретить указатель на нужный съезд, но  бесполезно.  Одновременно приходилось следить за маршрутом и состоянием двигателя,  индикатор горел снова, температура вроде высоковата, но не критична. Автомобиль же вел себя как обычно и никаких проблем с откликом на мои команды не было.

В такой, немного нервной, обстановке понимаем, что двигаться в сторону Загреба хоть и хочется, но бесполезно. На развязке разворачиваемся в другую сторону и едем на Софию. Тоже неплохо и тоже не туда, куда надо. С указателями все так же – нужного нет и решение обычное, подъехать к заправке, что и делаем. По карточке не заправляют, но зато выезд на нужную дорогу проходит через данную заправку :). Вот это да. Долго еще петляли по Белграду, иногда спрашивая направление, два раза нам попадалась стрелка с г. Панчево. Все время вспоминали страны и города, которые проехали раньше – насколько же лучше организовано движение там, даже в Курске нашем и то легче.

Г. Панчево запомнился длинной объездной дорогой с двумя полосами в каждом направлении и светофорами через каждые 3 километра, и опять без указателей. На заправке (карточек там не видели вообще еще никогда) нам посоветовали свернуть в Румынию на седьмом светофоре направо и потом прямо, так и сделали, и оказалось, правильно. Судя по моргающей лампочке уровня топлива, его нам должно было хватить до Румынии, зато стрелка температуры двигателя вернулась на 90. Индикатор CHECK ENGIN продолжал светиться в надвигающихся сумерках.

Последний город Сербии Вршац (Vrsac) проехали, спросив дорогу только раз, и по пустынной дороге направились к Румынии.  Машина бежала радостно, не понравилась ей Сербия тоже, даже потушила индикатор CHECK ENGIN (и больше до сих пор его не зажигала, и диагносты никаких отклонений не находят :)). Правда намекала горящей уже постоянно  лампочкой уровня топлива, что неплохо бы и заправиться. И надеяться, что и эта лампочка рассосется, не приходилось.

В полной темноте подъехали к границе,  ни одной машины, кроме нашей. Сербский пограничник удивился нам, откуда занесло? А когда  мы сказали, откуда, чуть из будки не выпал. Стал про нашу машину расспрашивать,  как себя вела и все такое,  она его, похоже, заинтересовала  И вот тут, наконец-то, стал нужен тот туристический пропуск, который нам дали черногорцы  – хорошо, что мы его  не выкинули и не потеряли. Пограничник, посмотрев на этот талончик, спросил, сколько мы за него заплатили, а когда узнал, что нисколько, почему-то удивился. Но паспорта отметил и пропустил в Румынию.

 

< ПредыдущаяНа главнуюСледующая >