Вот он и настал, последний день во Франции. Обыденно так, да и собственно, чему радоваться. Радоваться хорошо первым дням, а последним неохота.
Поэтому просто занялись бытовыми вопросами - заехали в гипермаркет за вином "домой", посмотрели на маршрут. Кстати, впервые пригодилась относительно новая фишка iGO - возможность отдельно разрешить\запретить платные дороги и дороги, облагаемые дорожным налогом. Дело в том, что следующая страна по нашему маршруту - Швейцария и там мы собирались купить ее виньетку, т.е. оплатить их дорожный налог. А во Франции мы хотели продолжать ехать по бесплатным дорогам. Вот я и "запретил" платные дороги и "разрешил" дорожный налог. И она все поняла и предложила нам именно такой вариант. Но навигатор нас собирался везти мимо Гренобля, используя совершенно неочевидную "желтую" дорогу D551, которая из нашего городка, вернее, почти от отеля уходила в горы. Штурман этому воспротивилась и повезла нас своей дорогой - на Шамбери.
Не знаю уже теперь, кто прав и быстрее ли было ехать по горным серпантинам, или через непрерывную череду населенных пунктов. Но мы поехали так и раз поехали, значит это и было правильным. При этом говорилка на каждом перекрестке все равно пыталась свезти нас вправо, явно предпочитая свой выбор по сравнению с нашим. Так мы и ехали практически до Шамбери в борьбе Штурмана и бездушной железки. А в Шамбери они помирились, вернее, победа была за нами :).
От Шамбери дорога для нас совершенно знакома, мы в 2007 -м году изрядно по ней накатались. Только за прошедшие годы улучшился проезд через Экс-ле-Бен, раньше там было довольно запутано. Потом въехали в Анси, поностальгировали слегка. Я даже предложил пойти и погулять в центре, но предложение не было принято. Зато заехали в местный Carefour на улице, имеющей для нас символическое название - улица Женевы (Avenue de Genève) и купили на всякий случай еды и еще вина :).
А потом не успели оглядеться, как вот и Женевское озеро, и вот уже и сама Женева. Один поворот, другой, третий и мы в Швейцарии и я сразу же подъехал к заправке, на которой висели цены в франках и в евро . И цены эти совсем даже не радовали. Я прикинул курс франка и оказалось, что он близко, близко к евро. Как кролик в пасть удава, я вошел в дверь заправки и за 40 франков купил швейцарскую виньетку. Примерно за 35 евро. Однако.
Но если ехать без виньетки, то прибытие в Люцерн нам навигатор обещал через долгих 7 часов. С ней - через 3.
Навигатор, к слову сказать, привез нас точно к началу платного швейцарского автобана, используя бесплатные французские дороги. Как учили :).
И точно привез нас по этим автобанам в г.Люцерн, а в городе к дверям отеля Этап.
Но сначала говорилка изрядно помучилась в бесконечных тоннелях, в которые мы то и дело заезжали. Как показала практика, это для нашего аппарата в комплексе с iGO 8.34 и скином GJ практически убийственно. Тоннель длиной до 4 км проезжается нормально, а если он длиннее, то программа зависала на выезде и помогал только софт-резет.
Выехали, вздохнули, плюнули. Дальше задача Штурману, которая и так то не слишком уважает эту бедолагу. Вытаскивает аппарат из тугого держателя, жмет стилусом в дырочку перезагрузки и снова втискивает навигатор в держатель. Тот грузится и как ни в чем не бывало продолжает движение. До следующего длинного тоннеля :).
Но все же очень длинных тоннелей было немного и мы доехали до отеля.
Отель расположен недалеко от вокзала, т.е почти в центре города. Одним своим фасадом он выходит на узкую улочку, центральным входом - на проулок шириной в 2 машины. Мы покрутились вокруг, увидели, что везде все улицы тщательно помечены знаками "Остановка запрещена" или "Стоянка запрещена" с непонятной табличкой внизу (это улица с другой стороны отеля), при этом там выделены как бы места для парковок синими полосами.
Тогда втиснули машину в проулок перед центральным входом, загородив его напрочь, включили аварийку и пошли в отель. Там за стойкой молодые ребята, внимательно изучили нашу бронь, зарегистрировали наши паспорта (прям как у нас), взяли оплату с карты. При этом кардридер у них не такой, как везде. Он просто всасывает карточку внутрь целиком и сам определяет, что на ней, магнитная полоса или чип. И потом предлагает на экране выбрать валюту оплаты. При этом, несмотря на то что у меня карта евровая, было предложено платить либо во франках, либо в долларах. Выбрал наугад франки :).
Стоимость номера во франках как при бронировании - 99 франков за ночь. Но зимой это было 80 евро, а сейчас 90. Однако.
Узнали про интернет. Он есть, но платный, 5 франков в час. Они с ума посходили, что ли. Во Франции любая Формула уже давно дает все это бесплатно, не то что эти крохоборы. На фиг, мужественно сказал сын, обойдемся.
Теперь стали узнавать про парковку. Есть платная (цену даже побоялись спросить :)) под отелем. Оплата почасовая. В этом проулке есть бесплатная вдоль стенки, помещается 4 машины. А если ни здесь, ни там, то можно ставить машину на улицу за отелем, но не дольше, чем на 2 часа, с 18 вечера до 8 утра и в выходной без ограничения по времени.
Уже неплохо, варианты просматриваются. Не совсем понятно только, как контролируются эти самые часы. Поэтому вытащили вещи из багажника в номер, оставили с ними сына и поехали ставить машину. Понятно, что 4 места заняты, приехали на ту самую улицу. Она с односторонним движением, стояночные места обозначены с двух сторон. Время как раз около 18 вечера. Стоят машины, но ходит полицейский и раскладывают на лобовые стекла квитанции с обозначенной на них суммой 40 франков. Мы остановились около него, он сначала на нас внимания не обращал, пришлось позвать: "Эй, эй...". И он повернулся. Английского не знает, голос грубый, произношение гортанное. Через открытое окно Марина попыталась у него спросить, какие правила существуют для того, чтобы в этом месте запарковаться без квитанции. Он нам что-то долго говорил, потом нарисовал на бумажке часы и там обвел два соседних часа. Ну и что, примерно то же нам говорили в отеле. Почему тогда квитанции почти на каждой машине? Плюнув на попытки понять этого полицая, мы сделали еще кружок, я поставил машину на той же улице в пустой синий карман. И мы увидели еще пару полицаев, которые окучивали оставшиеся без внимания от первого автомобили. Нервируют...
Мой Штурман храбро направилась прямо к ним и, пока я выравнивал автомобиль, о чем-то поговорила, поговорила, потом пришла, довольная, с куском какого-то картона.
Нам повезло несказанно. В составе этой группы полицаев была женщина, говорящая на английском. И она Марине все объяснила. Оказывается, все не так просто. Парковаться в синей зоне на два часа можно, но для этого надо положить под стекло специальные картонные часы, на которых указано время, когда мы встали. Если часов нет или время просрочено, получите квитанцию в любое время суток и в любой день недели. На вопрос, а где взять эти волшебные часы, англоязычная полицайка полезла в машину, возилась там минут пять и достала таки этот будильник тоже синего цвета. Мы по такому в садике в детстве учили время. И подарила нам безвозмездно. Наверное, у них сегодня день был урожайный на квитанции или совесть совсем замучила :).
Итак, технология парковки для нас на дни нашего пребывания в Люцерне стала понятной:
- исключаем платную крытую совсем;
- сегодня ставим машину с часами. И оставляем ее здесь на весь завтрашний день, потому что воскресенье и можно;
- в понедельник я в 8 утра переставлю машину и часы на ней;
- до 10 мы уедем в горы и будем там путешествовать;
- вернемся после 18 и снова поставим машину на улице с часами. Будет можно до утра;
- во вторник утром уедем, повторив в 8 вариант с перестановкой.
Таким образом мы, не нарушая ни одного правила, не заплатим за паркинг никому ни одного цента.
Так и получилось в результате, даже проще, потому что в воскресенье вечером вдруг освободилось одно мест из 4-х в проулке перед отелем и ничего переставлять не надо было :), только складывать зеркала, так как там весь проулок шириной в 2 машины плюс 20 сантиметров на разъезд.
Пока решались вопросы с размещением и парковкой, наступил вечер и мы сегодня уже решили никуда не ходить, только купить сыну что-нибудь поесть. Но обошли окружающие пару кварталов и потерпели фиаско. Во-первых, не нашли ничего открытого, кроме шаурмы, во-вторых, цены несколько обескураживали (минимальная стоимость шаурмы - 8 франков), в-третьих, везде нужна к оплате брали только наличные, причем франки. А если евро, то 1:1. У нас пока не было франков и мы были не готовы к такому повороту в жизни. Франция нас избаловала.
Поэтому вернулись не солоно хлебавши и сотворили ужин из того, что было.
Да, еще немного помучились с розетками. В номере их две, это нормально, поскольку у нас с собой удлинитель на 6 розеток. Но евро-вилка удлинителя не лезет в швейцарские дырки. Они как у нас в России. Хорошо, у меня с собой есть переходник. Но у швейцарской розетки дырки утоплены в паз специальной формы и в этот паз не лезет переходник. Хоть розетку разбирай, честное слово.
Но потом увидели, что вторая розетка, в которую включен не швейцарский телевизор, не имеет паза. И в нее включился переходник, в который включился удлинитель, в который включилось уже все, что нам надо, в том числе и упомянутый телевизор. Единственно, что стало неудобным - все электрооборудование сгрудилось в одном месте.
По слухам, переходник можно взять на рецепшене, но мы не проверили, потому что обошлись.
Про номер. Он в точности такой, как на фотографии на сайте отеля, с претензиями :).
Душ и туалет раздельные, это хорошо, рядом с туалетом умывальник. Это тоже хорошо. Панели посередине стены еще и светильники, с почти ночным освещением. Удобно.
В изголовье сенсорная панель управления светильниками. Тоже удобно.
Чтобы было включено освещение, карточка отеля должна быть вставлена в пульт на стене рядом с дверью. Это плохо, потому что в наше отсутствие выключался наш авто-холодильник.
Мы оценили дополнительные удобства по сравнению с французскими Этапами как несоизмеримые с увеличением цены. Хотя, конечно, понятно, что цена - это следствие не повышенного комфорта, а налоговой политики в данной стране.
С мыслями об этом и легли спать :). День закончился.
За день проехали 491 км.
21 августа 2011 г. Воскресенье. Прогулка по городу
22 августа 2011 г. Понедельник. Близок локоток, да не укусишь.
Сегодня у нас по плану природа. Вчера в турбюро нам посоветовали посетить две близлежащие вершины и дали соответствующие проспекты. Это гора Pilatus, которая возвышается над Люцерном, и Titlis на расстоянии около 50 км от города. Турбюро и проспекты обещали незабываемые виды и впечатления.
Мы еще не осознали полностью швейцарской ценовой действительности и, раскатанные Францией, продолжали следовать все по той же инерции. Поэтому и не подготовились как следует, вернее, никак не подготовились к Швейцарии еще дома. А отсутствие доступного интернета в номере отеля не давало нам возможности оперативно оценить наши перспективы и возможности.
Это вступление.
А пока мы планируем дневную поездку. Есть еще не очень внятное желание съездить на перевал Суворова, но оценивается все так: посетить три объекта за день мы не успеем, Готтардский перевал довольно далеко и выбор делается в пользу вершин.
Решено начать с дальней вершины, и мы едем на Titlis..
Немного по автобану, потом прямая, как стрела, дорожка к горам и немного серпантина, который поднял нас в горную долину, в которой есть поселок Engelberg, и в этом поселке можно сесть на подъемник и подняться на гору Titlis.
Мы продолжали действовать на автомате по привычному для нас сценарию. Т.е. увидели, что в зоне активности парковка платная, со шлагбаумом. Проехали по всей округе на расстоянии пешей доступности, по поселку и бесплатного места для парковки не нашли - все старательно прикрыто запрещающими знаками.
Тогда заехали на платную, стоимость въезда 5 франков. Т.е. мы въехали и оплатили парковку. Получили талон и положили под стекло. Потом переоделись потеплее, переобулись в кроссовки и пошли к кассам подъемника.
Дальше все начало ломаться и идти по другому сценарию. Мы увидели стоимость подъема. Туда - обратно подъем с человека стоил 86 франков или 80 евро. Т.е. с троих это 240 евро. Это даже не "однако"... Мы таких денег заплатить не могли в принципе и вернулись в машину несолоно хлебавши, сняли теплую одежду, одели сандалии и, плюнув на 5 франков за парковку, поехали назад. При этом к подъемникам один за другим подъезжали чередой автобусы, набитые китайцами, и те сплошным потоком вливались в турникеты. Т.е. наверху нас могла ожидать заснеженная Азия.
Следующим номером нашей программы был подъем на гору Пилатус. На эту гору можно подняться с двух сторон и двумя способами. Из поселка Kriens (который расположен практически на окраине Люцерна) на подъемнике и из поселка Alpnachstad на горном трамвае.
Выбираем Kriens. В этом поселке возле касс подъемника я уже не стал парковать машину, а просто встал прямо под тросами и включил аварийку. Подошли к кассе, угу. Стоимость подъема 66 франков, что, конечно же, дешевле Титлиса на целую двадцатку, но для нас все равно неподъемно :(.
Штурман выдвигает предположение - на подъемниках дорого, на трамвае, наверное, дешевле. И мы разворачиваемся и едем в Alpnachstad . По дороге я немного запутался с развязками, и спасибо Илье, он сидел рядом, помог мне разобраться и повернуть в результате в нужный рукав.
Автобан по данному направлению сам как-то переходит в обычную дорогу. Подъезжаем к кассам трамвая в Alpnachstad и я уже проверенным способом оставляю машину в непосредственной близости от касс. Предположение Штурмана не подтвердилось, цена подъема не зависит от применяемого средства.
Оценка на щите пешего времени подъема в 5 часов не давала нам возможности реализовать и этот вариант.
Но тут нас осеняет. Alpnachstad, а вместе с ним и мы, находится на берегу красивого озера, извиняюсь, Альпнахерзее :) (Alpnachersee). А почему бы нам не покупаться, в конце концов. Может быть, хоть это будет не столь дорого? Только как попасть на берег, пригодный для купания? И я, увидев какую-то узенькую дорожку, проходившую в тоннель под трассой в сторону озера, поехал туда, потом по направлению на эллинг. И там мы увидели людей, расхаживающих с купальными полотенцами. Ага, правильное направление.
На парковке эллинга нашлось место под навесом для нашей машины , мы взяли матрасы, купальники и полотенца и направились по тропинке в сторону озера. И вправду, вышли на некоторое подобие пляжа, где отдыхало и купалось несколько человек, кто-то готовил жаркое на углях. В общем вполне себе место для отдыха.
Расположились и мы и провели здесь несколько часов, плавая, валяясь с книжками и развлекаясь фотографированием самих себя на фоне Швейцарии.
Единственное неудобство заключалось в том, что недалеко, в полукилометре за деревьями, устроен аэродром и оттуда то и дело взлетали с ревом вертолеты. Но мы привыкли :).
Рядом с этим пляжем вполне цивильная площадка с кафе, бесплатными туалетом и душем с горячей водой, место для барбекю с решетками, а рядом с ними поленница дров. Не знаю, правда ли, но говорят, что в Швейцарии в таких местах это общедоступно и бесплатно. Я имею в виду дрова. Мы не проверили, потому что не было чего на углях из этих дров жарить. А вот попользоваться туалетом и душем проверили. Можно :).
Так и закончили день, вернее, его туристическую часть. Потом вернулись в отель, поставили машину в синей зоне и пошли купить Илье его шаурму. Но не тут-то было, прямо-таки день незадач. У нас франков уже не было, только евро, при этом самая мелкая бумажка была в 50 евро, и нам с нее сдачу за шаурму предлагали только франками, которые уже были не нужны. Другого решения нам продавцы не предложили, т.е. ничего не продали. Пришлось идти в Макдональдс и там мы карточкой купили сыну стандартный набор по нестандартной цене в 19 франков (малая картошка, бигмак, кола и 4 куриных крылышка...).
Вот такой получился день и, несмотря на вчерашнее решение вечером гулять по Люцерну, сегодня его реализовывать почему-то никому не захотелось.
Накатали за день 122 км.
Вечером я посидел с маршрутами. Навигатор нам предлагал один вариант - ехать через Мюнхен и мимо Зальцбурга. Но мы эту дорогу проезжали уже не раз и было неинтересно.
Поэтому я предложил коллективу поменять направление и поехать мимо Инсбрука. Предложение было принято, я зафиксировал маршрут и мы легли спать, закончив тем самым эпизод в Швейцарии.
Потому что завтра мы поедем в Австрию.