Вот и пришла пора собираться, встали, конечно, немного пораньше, но и не засветло. Пока Марина готовила завтрак, я что-то из вещей перетаскал в машину, остальное уже вместе. Попрощались с нашими хозяевами, поблагодарили друг друга кто за что и вперед. Сегодня у нас ожидается нелегкий день, предстоит проехать около 700 км по горной Боснии, и навигатор нам прогнозировал не слишком радостное время приезда в Борак около полуночи.
Конечно, будь у меня отпуск подлиннее, можно было бы (да и следовало) запланировать ночевку по пути, тем более, что в Боснии точно есть, что посмотреть. Но некогда, все время некогда... Хочется к морю и к вину, к домашней душевности и непосредственности Борака, нашего Борака.
Перед въездом в Хорватию я залил немного венгерского бензина так, чтобы хватило до Боснии с небольшим запасом. Бензин в Венгрии сегодня на 10 центов дешевле хорватского и на 30 центов дороже боснийского.
Границу с Хорватией я вообще не запомнил. Северная Хорватия совершенно не похожа на ту, куда мы едем, в основном плоский ландшафт, неинтересные деревни и городки. Ехали мы по бесплатным дорогам, собственно говоря, на нашем маршруте других и не было.
В Боснию въехали в Градишке, сразу же надо было решать вопрос с заправкой, потому что в Боснии бензин самый дешевый из всех стран, которые мы проехали после Беларуси. Естественно, что из этой простой задачи мы сделали несколько более сложную, потому что сразу не стали заправляться, надо было определиться с приемлемой ценой, но как оказалось, самая низкая цена, как ни странно, была возле хорватской границы. Впрочем, может быть, и не странно, видимо, хорваты как покупатели здесь создают приличный оборот. Но почему тогда бензин в Неуме самый дорогой во всей Боснии?
Поэтому мы всё уезжали и уезжали от низких цен, они не падали, и в конце концов мы смирились. Подъехали к первой же солидной по виду заправке с ценой немного ниже предыдущей и залили полный бак. До Бани Луки ехать вполне себе несложно, а прямо перед ней мы даже кусочком выехали на платный автобан и прокатили по нему километров двадцать.
И потом практически сразу начались горы. Трассу после Бани Луки в принципе можно прокатывать как отдельный туристический маршрут, особенно в ее первой трети. Серпантины, скалистые ущелья, все очень красиво, и я часто просил Марину что-нибудь снять. Но так же часто получал ответ, что Боснии у нас с дороги снято уже достаточно. И она была права. В общем через какое-то время я уже не так остро реагировал на эти красоты, занятый рулёжкой.
День потихоньку шел и шел, мы все кружили по серпантинам и кружили. Но в одном месте все же не могли не остановиться: дорога проходила по берегу горной реки, на другом берегу на горе прилепилась крепость и город вокруг нее. Это был город с интересным названием Яйце (Jajce), что в переводе с сербского означает яйцо. Не хочу забегать вперед, но этот городок своим названием сильно перекликается с другим боснийским городком, в котором мы остановимся на ночлег на обратном пути. Надо было здесь устроить ночевку, судя по всему, тут есть что посмотреть. Мало того, что сам городок 14-го века с интересной историей был когда-то столицей боснийских королей, здесь собственно зародилась в 1943-м году республика Югославия, но в нем еще и большая крепость, Пливский водопад.... Но сейчас нам смотреть город некогда и мы ограничились его обзором с противоположного берега реки Врбас. Может быть, когда-то еще приедем сюда и уделим городку больше внимания, он того явно заслуживает. |
||
Перед г. Ябланица несколько километров довольно жесткого серпантина, обгонять почти невозможно. Пару раз я находил небольшие окошки в сплошных линиях и в результате в компании Форда, прилепившегося ко мне сзади, мы оторвались от всех караванов и караванчиков. В Ябланице я иногда поглядывал в зеркало, Форд продолжал ехать за нами, маршруты совпадали. Потом забыл про него.
Улочки в Ябланице довольно узкие, вернее просто узкие. На одном из перекрестков весь поток ехал вперед, а я, заметив, что на переходе стоит женщина и ждет, когда поток ее пропустит, не мог не остановиться. Стою и вдруг из перпендикулярной улицы слева на перекресток выползает огромный длинномер и поворачивает на встречную мне полосу, т.е. практически прямо на меня, при этом, чтобы не снести своим фургоном светофорный столб на перекрестке, выезжает на встречную, т.е. мою полосу, загораживая мне путь, и я чувствую, что сейчас он нас снесет. При этом водитель, молодой паренек, вообще не смотрит в мою сторону, а смотрит в зеркало на столб. Ну мне надо было, конечно, не дергаться... Но я не выдержал, абсолютно на инстинкте вдруг подал машину назад, затем сигнал клаксона и ощутимый удар.
Мне сначала показалось, и Штурману тоже, что грузовик все же приехал к нам. Но нет... Это я сдал назад в того самого Форда. Аварийка пополам с досадой... На ровном месте. Вышел я, вышел молодой босниец из заднего Форда, грузовик стоит. Да он и не мог бы проехать, не задев меня. Посмотрели с боснийцем на его бампер - ничего, все визуально целое, ни следочка нет от контакта. Посмотрели на мой бампер - слегка открылся лючок для буксировочной проушины, я его ладонью закрыл и он защелкнулся. Я вопросительно посмотрел на боснийца, он протянул мне руку - все ОК. Пожали руки и по машинам. Я объехал стоящий грузовик почти по краю тротуара и инцидент на этом к счастью закончился. Практически без последствий, если не считать обнаруженные уже дома одно лопнувшее хлипкое крепление пластикового бампера (закрепил дома саморезом) и вторично (после поездки за грибами) развалившееся восстановленное крепление заднего противотуманного фонаря, которое я тоже уже дома быстро починил. А до дома фонарь доехал и так, потому что я ему давно добавил собственный упрочнитель.
Но эпизод все равно заставил меня пересобраться и усилить концентрацию. И кстати, Форд на следующем перекрестке уехал налево, а мне надо было направо.
Сразу за Ябланицей наша трасса Е661 вышла на более широкую и ровную Е73, по ней мы ехали в позапрошлом году. Красивая и совсем несложная для проезда. К тому же тут она проходит по берегу реки Неретвы, из которой в районе Ябланицы устроено водохранилище. А на его берегу почти один к одному выстроились ресторанчики с известным боснийским угощением - ягнятиной на вертеле. Запах от них проник даже в салон автомобиля через все воздушные фильтры. В прошлом году мы не решились это здесь попробовать, и сейчас не стали этого делать. Снова отложили на потом, для более тщательной проработки. И если в 2014-м году я сомневался, правильно ли мы все сделали, то сейчас сомнений не было. Нам сегодня некогда.
Потом мимо пролетел Мостар, к этому моменту время прибытия в Борак уже стало более оптимистичным - iGo нам обещал 21:00 местного. Но у меня в голове крутилось опасение от границы в Метковиче, я помнил, как мы там потеряли в очереди 2 часа, правда, в другую сторону. Незадолго до границы посмотрел и запомнил указатель на Неум - второстепенная дорожка R426 уходила куда-то вбок. Я знал про нее по картам и знал, что по ней можно доехать до Неума через Драчево - Хутово - Градац, минуя две границы, но Google Maps эту дорогу оценивал длиннее по времени на 30-40 минут. Да и наша iGo не хотела туда поворачивать.
Но скоро мы уперлись в хвост стоящей очереди и поняли, что это граница. И где она кончается, эта очередь, мне было не совсем понятно, границы визуально не было видно, до нее явно не 100 метров, может, километр, может, немного меньше. Хуже всего, что очередь просто стояла. Навигатор нам сообщил, что мы, возможно, приедем в Борак в 20:30, ехать еще 100 км. Но мы стоим... И тогда я предложил Штурману посетить новую (в смысле впечатлений) дорогу и она одобрила. Развернулись и скоро уже приехали на ту самую развилку. Навигатор еще некоторое время уговаривал нас вернуться, а потом радостно сообщил, что теперь нам ехать 110 км и приедем мы в 21:20.
Скоро Штурман стала жалеть, что одобрила эту авантюру. Потому что она никак не могла дождаться окончания этой очень узкой, с плохим покрытием, извилистой и серпантинистой дороги, совершенно не имеющей никакой разметки, зато в наличии острые кромки обочин, о которые я опасался повредить резину, когда приходилось отпускать колеса за пределы асфальта на щебенку. Но без этого было никак не разъехаться со встречными. Еще больше Штурман встревожилась, когда на одном из виражей увидела Опель, слетевший с трассы, на капоте которого уныло сидел молодой парень, по-видимому, в ожидании эвакуатора.
Но сколько этой веревочке не виться, кончилась и она. Вернее, мы выехали на дорогу с номером M17.3, она, правда, не намного лучше прежней, но на ней была нарисована осевая и по ширине она была больше сантиметров на 20. А это уже позволяло не тормозить на разъездах. Правда, ямы и кочки по-прежнему присутствовали. И только после Градаца дорога выровнялась и дальше мы поехали ровно и быстро и скоро уже выруливали на Ядранскую трассу, а впереди нас манило Адриатическое море :). Привет тебе...
Заправка в центре Неума почему-то закрылась, странно, там всегда был ажиотаж из проезжающих хорватов. Но на выезде из Неума есть еще одна и я там залил бак до полного. В который уже раз удается обойтись без хорватского бензина. На границе нас долго не задержали, быстро проштамповали паспорта и вот мы снова в Хорватии, сегодня уже во второй раз. И скоро уже поворот на Пельешац и дальше дорога, которую я кажется могу проехать по памяти. Только когда поехали мимо Трстеника, больно было смотреть на выжженные склоны после прошлогоднего пожара. А ведь раньше здесь была самая красивая часть дороги, ее так красиво накрывали густые сосны, а теперь только обгорелые пеньки торчат и кое-где начинает выбиваться травка. Не скоро сюда вернется красота, но слава Богу, что дальше все осталось нетронутым, там впереди виноградники Plavac, дающие одноименное отличное вино.
И вот в 20:25 :) мы приехали (690 км), на парковке перед домом пустовало "наше" место, кроме нас никого около дома не видно. В дверях апартамента, в котором мы останавливались в последние два раза, снаружи торчит ключ.
Борак (Borak) |
||
Открыли, вошли, на
столе в кухне пригласительно стоит бутылка того самого
Plavac-а и лежит штопор. Иво Виолич, хозяин
нашего апартамента и наш друг, так нас заочно встретил. Ура, мы "дома"! Апартамент внутри обновился, свежая отделка, в кухне установлен сплит, вместо маленького ЭЛТ телевизора, который висел в кухне, в спальне на стене появился телевизор побольше, плоский, с кучей спутниковых каналов. Это удачно для нас, вспоминаем про Олимпиаду в Рио. Да ещё и подушки новые и все постельное белье. Надо же, а мы подушки из дома везли и не надеялись, что у Иво до них руки дойдут :). Раньше-то были каменно-ватные, а теперь совсем другое дело. В остальном все то же самое и самое главное - с лоджии все тот же замечательный вид, тишина и покой.
|
||
Я быстро перетаскал вещи, Марина начала готовить ужин, а я не удержался, надел
плавки и помчался купаться. Водичка освежающая, думаю 21-22 градуса, после
горных дорог Боснии и проезда через Хутово самое то. А потом я вернулся в дом, Марина уже приготовила ужин и мы залипли на 7 дней :). |
||
Т.е. сидели на бережке, купались в этой замечательной искрящейся своей чистотой воде, плавали в маленькие бухточки в скалах южнее Борака (это надо плыть от нашего пляжа вдоль берега в сторону Оребича метров 300), ходили в конобу "Dalmatinska Kuća" есть мюшелей (мидий по нашему). Ну и, конечно же, пили вино. Пельешац по праву считается главным винным регионом Хорватии и основным источником здешнего красного вина является местный виноград Plavac Mali. Местный-то он местный, но на самом деле это гибрид двух сортов - известного в Италии винограда Primitivo (в США это Zinfandel) и местного древнего винограда Dobričić. Хотя есть предположения, что именно Plavac стал прародителем Зинфанделя. Из этого винограда делают два вина, собственно Plavac (ароматное, в меру густое и танинное вино средней крепости, до 13 градусов, отлично подходящее к еде из мяса и овощам). Plavac находится в средней ценовой зоне, бутылка такого вина стоит от 30 до 50 кун. Второе вино по порядку рассказа, но главное по статусу, из этого же винограда называется именем местечка, где мы сейчас находимся. Это Дингач (Dingać). Виноград здесь растет на склонах горы Zabrada под уклоном до 45 градусов. 2800 солнечных часов в год делают этот виноград способным производить очень мощное и густое вино крепостью до 17.6 градусов. Правда, этого вина с такой крепостью я не видел, но дома у нас сейчас есть бутылка с крепостью 15.6 градусов. Это вино хочется пить отдельно от всего, маленькими глоточками, чтобы ничто не отвлекало от вкусовых ощущений. Дингач в силу сложности приготовления находится в более высокой ценовой категории, бутылка такого вина в Хорватии стоит от 100 кун (от 1000 рублей). Но это настоящий король хорватских вин. У Иво мы покупали для ежедневного употребления разливной Plavac в пластиковой таре, по-моему, по 20 кун за литр. Честно говоря, это вино нисколько не уступало по своему качеству одноименному в стеклянной бутылке и мы даже потом купили его домой и в дорогу литров шесть, и оно прекрасно доехало и было с удовольствием потихоньку выпито. Иво пару раз к нам заходил на вечернюю рюмку чая и мы подолгу болтали с ним от том и о сем, в основном о Хорватии. Он жаловался, что рабочих рук все меньше, молодежь уезжает на запад, туда, где можно меньше работать, но больше зарабатывать и их особенно не волнует судьба страны. Всё одно и то же у всех... Интересно, а куда уезжает молодежь с самого западного Запада? Смотрели по телеку Олимпиаду, хорваты больше показывали то, что интересовало их, в основном водное поло и рукомёт (гандбол). Да, еще отбойку (волейбол) и кошарку(баскетбол) , в общем игровые виды. Почему-то в нашем спутниковом наборе был только один спортивный канал H1. В общем приятно проводили время, чего и вам желаю. Да, совершенно неожиданно для нас у Иво Виолича в Бораке появился WiFi и он этим очень гордится. Иногда так себе интернет, а иногда разгонялся настолько, что мы даже по скайпу смогли с родными поговорить. Машинка стояла на парковке и мы ее потревожили только дважды - один раз съездили "за хлебом и пршутом" в Оребич, а один раз - за бокалами в соседнюю Янину. Бокалы для вина у нас в апартаментах были. Но как-то вечером, уже собирались спать, Марина их начала мыть на кухне и вдруг неожиданно выключилось электричество во всем Бораке. Она вздрогнула, бокал выпал и разбился. А потом еще один у нас упал на лоджии и треснул. Пришлось купить им замену. В самом Бораке по сравнению с позапрошлым годом произошли большие изменения: - одну лодку перетащили на берегу за кусты - пляжный душ оборудовали прямо на спуске на "наш пляж", а раньше он был в тридцати метрах дальше.... Кажется, всё :). Погода в этом году нас баловала меньше прежних лет, было прохладнее обычного, почти все время дул ветер, по ночам бывало, что и сильный. Но по словам Иво, нам еще повезло, за неделю до нас тут дуло намного сильнее. Вода тоже была освежающей, особенно по утрам. Честно говоря, нам и вправду повезло. За всю неделю только раз мы немного задержались утром с выходом на море, подождали с часок, пока разогреется и в результате все самые лучшие места были расхватаны (чтобы и в тени, и не ветрено, и от моря не дальше 3-х метров :)). Все равно нашли хорошее местечко, но пришлось походить по берегу. Пару раз я видел, как какая-то крупная рыба (или дельфин) показывала из воды свой большой хвост. Скорее всего это были дельфины, но Иво как-то лукаво нам сказал, что его друг дайвингист недавно нашел на дне откусанную голову тунца и заметил недалеко белую акулу. И добавил, что если "врет мой друг, то вру и я...":). |
||
Марина как всегда готовила волшебные ужины, а потом долго не хотелось уходить с лоджии. Вроде бы, вот и все. Самое главное, что у этого замечательного места осталась нетронутой его душевность и непосредственность и, дай Бог, чтобы так и было. А вдруг мы еще туда приедем. Штурман, к примеру, не против это сделать уже в следующем году :). |
В Бораке "накатали" 74 км.
Вот неделя и прошла, кажется, не успев начаться. Пора собираться домой. Между купаниями и загораниями мы решили, что снова поедем через Боснию, но только уже с остановкой на "поесть ягнятины" и, значит, переночевать, чтобы не суетиться. А поскольку по всем отзывам лучше места для ягнятины на вертеле, чем в ресторанах около Ябланицы, нет, то значит и ночевка у нас должна быть где-то там. Пользуясь интернетом "от Иво" мне удалось найти и забронировать апартамент As Guest House в нескольких километрах от ужина в городке с забавным именем Konjic. со всеми удобствами прямо в самом центре городка за 26 евро. Еще в этой поездке у нас было в планах освежить впечатления от Дубровника, но специально ехать мы заленились и решили, что совместим прогулку по городу с обратной поездкой, получив плюсом объезд Неума и границы в Метковиче, а минусом на 100 км длиннее маршрут. Но с другой стороны, скататься туда-сюда в Дубровник из Борака - это 200 км. Так что 100 км у нас получалось в чистой экономии :).
Так и сложился план понедельника - не спеша собираемся, заезжаем к Иво купить вина и отдать деньги за жилье, потом едем в Дубровник и там пару-тройку часов гуляем. Оттуда едем в Ябланицу через Требинье, ужинаем ягнятиной и завершаем день в Коньице. Ну вот все так точно и сделали.
По дороге по совету того же Иво заехали в Стоне в магазин "Pivac" ("Петух"), там очень демократичные цены. Купили домой пршута и даже совершенно неожиданно для себя литовского сыра "DŽIUGAS" в фирменной упаковке, причём дешевле, чем покупали такой же весной в Вильнюсе.
Потом снова, в который уже раз, полюбовались видами Ядранской трассы, повспоминали былое и скоро уже перед нами появился знаменитый Дубровнический вантовый мост.
Это старейший город Хорватии, он был основан еще в VII веке, находится под охраной Юнеско. Город был очень удачно расположен с точки зрения торговли и практически неприступен, и это способствовало его процветанию. Это был единственный город-государство в Средиземноморье, которому в форме Дубровнической Республики удалось противостоять в споре с Венецией и остаться независимым вплоть до Наполеоновских войн. Город тяжело пережил войну 1991-го года, подвергаясь бомбардировкам Югославской народной армии с октября до мая 1992-го года. Восстановление Дубровника, начатое сразу же по окончании войны, продолжалось до 2005-го года. В Дубровнике очень дорогие парковки, особенно вблизи от Старого города (от 40 кун за час), я про это знал и озадачивался, где приткнуться. Даже была мысль подняться на машине к конечной станции Дубровнического фуникулера, спуститься оттуда в Старый город пешком, а вернуться назад фуникулером. По цене было сопоставимо со стоимостью часа парковки, при этом пропадало ограничение по времени и появлялось развлечение и обзорные виды. Но после небольших раздумий мы решили остановиться на проверенном в 2006-м году варианте - парковка возле супермаркета Maxi Konzum. Оттуда идти до Старого города чуть больше километра, и это не казалось нам большой проблемой. Так и сделали. Я сразу поставил навигатору конечной точкой эту парковку, приехали, она конечно подзабита, но одно место, прямо-таки для нас, было свободным. На солнцепеке, конечно, но и на платной будет тоже самое, за исключением крытых вариантов по цене 30 кун за час (примерно 300 рублей в час). Крытый паркинг, кстати, расположен не намного ближе нашего варианта относительно исторического центра. |
||
Шли мы не спеша, примерно минут двадцать и вот уже перед нами главные городские ворота. Ну и что, что утро понедельника - туристы входят в старый город почти непрерывным потоком. Сразу после ворот, справа, за фонтаном Онофрио, офис туризма, там мы взяли схему Старого города с основными достопримечательностями, сориентировались по карте на местности (собственно, что тут ориентироваться - одна большая продольная улица Stradun с отполированными временем известняковыми плитами, одна параллельная ей в обратном направлении узкая и куча узких пересечений) и пошли по порядку осматривать основные маст си города. Подниматься на стену мы не стали, несмотря на то, что с последней нашей экскурсии по ней прошло 10 лет, в памяти отголоски остались. Я не стану подробно рассказывать о достопримечательностях города, постараюсь это сделать коротко. В основном Старый город и его главная улица Страдун приобрели свой нынешний вид после восстановления от разрушительного землетрясения в 1667-м году. На улице Страдун все здания были устроены по одному принципу - на первом этаже магазин с торговлей днем через подоконник, становившийся прилавком, на верхних этажах жилые помещения. В конце улицы на площади Ложа дворец Спонза (1521 г.), рядом с ним высокая часовая башня. Напротив привлекает внимание большая церковь Св.Власия, построенная в 1715-м году в стиле барокко. На главном алтаре церкви стоит позолоченная статуя Святого Власия из серебра, работы местных мастеров XV века. За церковью, на одной из площадей, сплошь уставленной столиками мы выпили кофе в качестве одного из пунктов туристической программы. И какие бы маст си в городе не были, основное это все же море. И нам удалось каким-то чудом натолкнуться на небольшую дверку в стене, повезло, что оттуда выходили люди, а так бы прошли. А это оказался выход на городской пляж с удивительными видами. И как же захотелось снова искупаться в этом замечательном море. Были бы с собой купальники, ни за что не устоять. Нашли и еще один похожий выход по рекламному щиту - "Здесь вы можете выпить прохладительные напитки с самыми лучшими видами". Напитки нас не особо интересовали, а вот виды - да. И действительно, кафе, устроенное на скале, к которому тоже надо протискиваться в узкий проход в стене, насчет видов не обмануло. А из кафе тоже можно спуститься на камни и поплавать или понырять. Некоторые посетители бегали купаться прямо из-за столиков. Ну а мы снова пооблизывались на море и пошли дальше, а вернее, уже в обратном направлении.
|
||
Вернулись мы к центральному входу по параллельной узкой длинной торговой улочке, и Марина смогла там немного успокоить зуд от недостатка посещения магазинчиков в Бораке. Собственно на этом осмотр Старого города был закончен, если не считать того, что мы напились воды из главного фонтана. Да, хочу отметить, что в Дубровнике и конкретно в Старом городе ощущается явный дефицит туалетов общественного пользования. Вроде бы, есть один платный в турбюро, но нам он вначале был не нужен, а в конце не попался. Обратно к машине прошли по другому маршруту, получилось в результате немного длиннее и намного труднее, потому что мы лезли вверх по крутой каменной узкой лестнице. Но слава Богу, она в конце не уперлась в чью-то дверь (такие опасения были :)), а вывела нас на нужную улицу, по которой мы уже спокойно, усмирив дыхание, дошли до нашего Конзума. Машинка спокойно разогревалась на солнцепеке, ну а мы для порядка зашли в супермаркет чего-нибудь купить. В результате купили нектаринов по акции (оказались вкусными), несмотря на то что в принципе мы ехали в персиковую Боснию. Решающим оказалось слово "Акция". Потом я перегнал машину под навес, чтобы она хоть немного остыла, пока я настраивал навигатор (почему-то не догадался этого сделать перед заходом в магазин, хотя место было). Но навигатор "завелся" раньше, чем температура в салоне опустилась до комфортной, и мы поехали.
|
||
Выезд из Хорватии в Боснию направлением на Требинье хорош своими двумя видами, один "классический" на Дубровник сверху, второй получаешь сразу после поворота в сторону Боснии от Ядранской трассы. Правда, второй вид более эффектен, когда выезжаешь на него в обратном направлении - из Боснии в Хорватию, как мы сделали в 2012-м году. |