< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Хорватия

Штурман ещё немного поворчала на меня для порядка, но быстрый переход границы дал ей повод смилостивиться.

Сегодня у нас ещё один аттракцион, на этот раз плановый. За время нашего отсутствия хорваты достроили-таки мост через Неретванский залив (или залив Мали Стон) на полуостров Пельешац, сделав таким образом сухопутную дорогу из одной части своей страны в другую, минуя разрезающую эти части Боснию. И вот по этому мосту мы собирались впервые прокатиться, хотя считали, что это будет платно. Ну платно и платно, и ладно. Но навигация наша , хотя карты я ей загрузил самые последние,  наверное, ещё  могла не знать про мост, поэтому смотрели на указатели во все глаза. Как оказалось, навигация уже знала, но пока путалась в развязках. Нам же особо путаться негде было, ехали себе в потоке и ехали.

И вон он уже появился в нашей видимости, теперь уже точно не должны промахнуться.

Ну какое же грандиозное сооружение одолели хорваты, правда, с помощью китайских строителей и Евросоюза. Но одолели. Мы крутили головами, смотрели во все глаза, никакого пункта оплаты не было, и мы так были всем впечатлены, что проскочили мимо парковки, откуда можно мостом полюбоваться в статике, и вот уже катим по нему. Ну ничего, на обратном пути исправимся, а как же. А пока фотографии через окна машины.

На самом деле это не только мост, это комплекс сооружений, главный мост с двумя видовыми площадками с каждой стороны, трасса, прорубленная в горных скалах, ещё один мост через ущелье и довольно длинный тоннель. Ну и понятно, комплекс развязок, позволяющий съехать с новой трассы в нужном месте.

Съехали и мы и оказались совсем недалеко от Потомье (Potomje), там, по нашим расчётам, мы скоро могли увидеться с нашим другом Иво Виоличем.

И увиделись, конечно же, в его винном погребе, Иво нас тут же угостил своим чудо вином "Дингач", поговорили за жизнь, про дорогу и то да сё, но полностью всё выговаривать не стали в надежде на традиционную встречу уже у нас за рюмкой моего домашнего напитка.

С помощью нашего друга легко решили валютную проблему наличных кун. Он нам поменял нужное количество евро на куны прямо по официальному курсу. Курс этот недавно хорваты зафиксировали до момента перехода на евро. Нам было это очень удобно и, конечно, выгодно. Ну а для Иво, мы так понимаем, было абсолютно всё равно, какая валюта у него в кармане, ведь в январе её всё равно в евро превращать по этому же курсу.

Потом тоннель в "рай в дырке", долгожданный узенький трёхкилометровый с двумя серпантинами спуск вниз, к морю, проезд по единственной и потому главной улице Борака. Место на парковке под живым навесом для нас было заготовлено, ключ от нашего  номера торчит во входной двери, и вот началась жизнь :).

Сначала, конечно, бегом переодеваться в купальники и на море.

Вода в море сегодня довольно прохладная, наверное, около 22-х градусов, но к такой температуре быстро привыкаешь.

Сразу скажу, что прохладной вода была пару дней, а потом как-то раз и потеплела за ночь градуса на два или три, и мы могли спокойно уплывать довольно далеко, наверное, с километр в наши любимые лагуны и пещеры, созданные природой в обрывистом скальном побережье.

И погода в результате оказалась вполне хорошей, практически всегда тепло, чаще даже жарко и всегда безветренно. Один раз только с ночи и до полудня шёл дождь и было вечером и утром прохладно, но это нам совсем не помешало.

Мост через залив, конечно, это просто замечательно. Но у любой замечательности могут быть и некоторые неудобства для отдельной категории граждан. Вот, например, для нас. Мы раньше всегда по дороге в Борак проезжали через Стон и там заезжали в продуктовый магазин "Pivac" (Петух), чтобы гарантировать себе продовольственную независимость от обстоятельств. Там всегда хороший набор нужных продуктов и очень демократичные цены. А теперь в нашей технологической цепочке получился разрыв и мы прикатили в Борак практически без продуктов. Правда, вина всякого было полно: что-то из Венгрии, и у Иво, конечно, запаслись в его погребе :). Но если быть до конца честным, то и денег хорватских у нас по пути не было, и в Стоне нужно было бы тогда искать обменник. Теперь же, благодаря помощи Иво, хорватские деньги у нас появились.

Я было заикнулся податься на ужин в один из двух местных ресторанчиков, но Штурман идею не поддержала, только вчера ели форель у озера, надо бы губы пореже раскатывать. Тогда появилась идея съездить в Оребич за продуктами, заодно прокатиться  по одной из наших любимых трасс, и потом Марина обещала замечательный домашний ужин. Заодно я хотел немного заправиться, потому что с топливом я как-то прозевал, или указатель уровня зашалил. Вроде, вот недавно было полбака, а на парковке оказалось уже совсем мало, и компьютер машины говорил, что осталось его на 180 километров. А я ожидал не меньше трёхсот или даже больше.  Это меня немного озадачило и хотелось выяснить, в чём проблема.

Поэтому покатили в Оребич. И надо же, на единственной брендовой заправке дизель только дорогой, по 13 с чем то кун, т.е. не дотированный. Ну а что делать. Заливаю 20 литров - и хлоп, указатель топлива показывает почти две трети бака и запас хода в 650 км. Значит, всё же глюк датчика уровня. У нас такое было на прошлой машине, кстати.  И вот сейчас, когда пишется этот рассказ - с тех пор прошло уже больше полугода - и ни разу мне не пришлось усомниться в его работе. Сам вылечился :).

И насчёт ужина Марина не обманула, собственно другого и не ожидалось :).  Плюсом к замечательным способностям моей жены, конечно, природа,  качественные хорватские продукты и отличное вино. Все эти ингредиенты вместе не могут дать другого результата.

И вот ещё встреча. Первым утром выползли на пляж - и  надо же.  Вон в воде с надувным кругом стоят  наши немецко-сербско-хорватские друзья, Франц с Даниелой (на фото по ссылке слева от Марины), они тут сейчас со своими уже взрослыми детьми. Мы с ними как-то задружились в предыдущую поездку, хотя виделись до этого каждый раз. Они то сюда регулярно каждый август приезжают, а вот наш приезд и новая наша встреча  были для них полной неожиданностью. Они нас сразу заметили и к нам радостно устремились.

И у Марины появилось новое интересное занятие, много чего нужно было обсудить и поделиться.

Жизнерадостный, дружелюбный  и очень коммуникабельный Франц сначала попытался обсудить с нами происходящее между Россией и Украиной, но когда понял, что мы это оцениваем не так, как он ожидал, и понял, что мы не особо хотим это обсуждать, сразу перестал касаться в разговорах этой острой для нас темы. Нашлось и так о чём поговорить, более отвлечённом, наши дети, поездки, впечатления...

Вот так и шла тут наша жизнь, просто и приятно. Утром Марина кормила нас вкусным завтраком, потом топали на море, на "наш" пляж, до него 75 посчитанных шагов от двери, там нежились в тени большого инжира, читали, плавали, болтали с друзьями, снова плавали долго-долго.

Если это надоедало, то гуляли, например, на другой, соседний, пляж в двух сотнях метров от "нашего", просто посмотреть, там мы купаться не любили, народу больше, тени меньше, да и не интересно там.
А вот отсюда, с дальнего конца нашего пляжа, мы и совершали долгие заплывы к береговым белым скалам, туда с суши вообще никак не доберёшься, и изучать тамошние лагунки и пещерки было нашим любимым занятием. Впрочем, мы его, занятие это, открыли для себя и полюбили ещё в один из прошлых приездов и "изучать" особо было не надо, нам там всё было знакомо. Но всё равно в каждую лагунку надо заплыть и в каждую пещерку заглянуть и при возможности залезть.  И понежиться в пенистом прибое или посидеть на больших и тёплых камнях.
Потом домой, на перекус, доедать венгерский подарок, для которого у меня вдруг откуда-то нашлась банка пива, или наслаждаться хорватским пршутом, отлично сочетающимся с венгерским холодным сухим белым вином, а потом к вечеру снова на море, снова плавать.

Затем ужин в сочетании с последними европейскими новостями, которые нас всё время возвращали в прежнюю реальность, а после этого надо долго сидеть с бокалом вина, разглядывая морской закат, чтобы снова отпустило.

И потом вдруг подхватиться уже почти в темноте - и на берег, послушать, как волны шуршат о гальку и стучат в скалы и что-то шепчут сосновые ветки с длинными иглами, понюхать замечательный сладкий местный воздух, напитанный этим морем и этими соснами. Понюхать и потом подышать им глубоко и сладко.

И тогда уже разум, убаюканный этой реальностью, перестаёт на какое-то время тревожиться, становится легче на душе и возникает иллюзия, что вот так везде, вот это и есть всё и другого невозможно.

Пока утром снова не включишь новости...

Ну конечно, в один из вечеров забежал Иво и мы долго сидели и болтали о жизни всё за тем же столом. Мы понемногу пили его вино, Иво понемногу пил мой напиток, как и раньше. И то и другое отлично сочетается с тёплой беседой.

В отличие от Франца, Иво ни разу не затронул ни одной щекотливой темы и как всегда обсуждал всё житейское, жаловался на то, что он ничего не успевает, а рабочих рук всё меньше и меньше, хорватская молодёжь уезжает, и работают только приезжающие боснийцы,  македонцы ну и украинцы тоже. Нас на подмогу он уже перестал звать, наверное, отчаялся :).

Ну конечно же, выполнили обязательный пункт нашей  программы для Борака - сходили в местную конобу "Obitelj Braenovic" под соснами поесть мюшелей (это так мы в Хорватии называем мидии). Хотя это, конечно, наш сленг  с английского musseles. Правильно по-хорватски dagnje (дагне или дагни, что-то среднее на слух).

Как всегда всё супервкусно, доели без остатка и соус из блюда хлебом вымакали :).

Коноба эта стала пользоваться большой популярностью. Мы сюда разлетелись уже  во второй вечер и - фиг вам - мест нет и сегодня не предвидится. Пришлось заказывать столик, и нам его смогли с трудом забронировать на завтра, т.е. на третий день нашей жизни в Бораке. А раньше всегда с ходу усаживались.

Ну вот она, коноба, а вот и мы на третий день :) c блюдом мидий в винном соусе.

Оребич

А вечером после конобы вдруг похолодало, закат красиво заслонили тучи, выползающие откуда-то из-за Корчулы, и ночью пошёл сильный дождь. Утром стало вообще прохладно, поэтому на пляж не пошли, сначала посидели в комнате, а потом наскучило и поехали в соседний Оребич продуктов прикупить, погулять, мороженого поесть и кофе попить. Приятный городок, и мороженое вкусное.

Пока гуляли и кофе пили, небо стало быстро очищаться, зонты убрались в сумку, а потом и куртки слезли с плеч и уже захотелось вернуться  в нашу деревню.

Конечно, по дороге заскочили в местный Super Konzum, гуляние гулянием, но надо и дело знать, продукты в деревню не возят, хотя в Потомье есть небольшой магазинчик прямо около тоннеля.

Я уже говорил, что нам нравится живописная дорога, по которой подъезжаешь к Оребичу. И мы на ней всегда останавливаемся для фото-сессии на одной и той же видовой площадке, запечатлеть море, острова, машинку, ну и себя, любимых, не забываем.
Напротив въезда в тоннель в Потомье есть крупная винарня Madirazza, мы туда из любопытства заехали, попробовали их вина. И вот ни "Plavac Mali"ни даже "Dingac" на нас такого впечатления, как вина Иво, не произвели. Они не имели такой мягкости и округлости, а у "Дингача" ощущалась довольно сильная спиртузность,  хотя, если не сравнивать, а просто вот подъехать с трассы, то тоже вполне себе. Отличные тут вина... А среди отличных есть очень отличные :).

Раз уж начали кататься, то не остановишь. На следующий день я предложил Марине прокатиться по полуострову и посетить два городка на букву T. Соседний Трстеник, в котором мы бывали и который чуть не сгорел в результате лесного пожара в 2015-м году, и Трпань, куда раньше, до появления моста приходил паром с материка. В Трпань мы тоже очень давно заезжали, но мимоходом и не запомнили, хотелось освежить впечатления. Я только помнил, что он нам тогда не особо приглянулся.

Трстеник (Trstenik)

Мимо Трстеника мы всё время проезжаем по пути в Борак по основной трассе посередине полуострова. Но туда ведёт ещё одна дорога, по склону горы вдоль моря. Из Борака эта дорога налево ведёт к тоннелю, а направо как раз в Трстеник. Она очень узкая, почти везде в машину с редкими площадками для разъезда. Вот по ней мы и поехали, очень живописная дорога, вдали просматривается в дымке остров Мльет, национальный парк Хорватии.

Трстеник притаился в узкой бухте, которая защищает его от морских ветров и волн.

Спустились в бухту через очень узкий неочевидный въезд между сараями. Это маленький курортный городок, в котором ну совершенно некуда приткнуть машину, Но нам повезло, вдруг в конце набережной одна машина отъехала, и мы мигом туда приткнулись. По-моему, практически в этом же месте я ставил машину в далёком 2008-м году.  Тогда это был Renault Logan. Собственно вот он весь Трстеник на правой от нашей машины фотографии. Прогулялись по молу и набережной, попили кофе с мороженым в уличном ресторанчике и поехали дальше.

Трпань (Trpanj)

Дороги на Пельешаце хорошие и живописные. Мы выехали на основную трассу, по ней через Потомье и потом свернули на Трпань. И вот уже этот городок засветился на холме.

На въезде в город большая бесплатная, как бы перехватывающая парковка, но судя по навигатору, до центра ещё с километр, это далековато, и мы поехали дальше. А дальше одни знаки запрета остановки, и вот мы выехали на набережную, здесь, конечно, можно поставить машину, но всё платно, а мы так быстро не сдаёмся. Прокатились по набережной. свернули в улицу, ведущую на выезд и метрах в двухстах нашли-таки местечко для остановки, не прикрытое знаками. Другое дело :).

И вот Трпань нам в этот раз понравился. Очень приятная набережная с большим пляжем, заросший соснами и кипарисами склон, на  котором из зелени торчат отели и санатории, уютно и красиво. Типичный курорт.

Конечно, народу многовато на пляже, но Марина всё равно смотрела на окружающее несколько мечтательно, кажется, что ей деревенская идиллия уже немного поднадоела.

Тут же есть променад, музыка играет, вечером кафе разные, наверное, и всё такое...

Но может, мне так просто показалось.

Становилось жарко и захотелось домой поплавать в нашей тишине. Пошли к машине, она успешно стояла на своем месте. Нет, не этот Porsche 356...

В последний полный день перед отъездом уже никуда не ездили и так неожиданно вдруг накатали по Пельешацу почти сто километров. Теперь хотелось потщательнее повпитывать окружающее. Тем более, что погода стала практически идеальной, как всегда бывает, когда нам становится пора уезжать. Поэтому на море -  и плавать, плавать, плавать...

Да, наши немецкие друзья днём вдруг захотели нас угостить хорватским фруктовым пивом, скорее, Марину, потащили нас в местную лавку. Ну и я решил их тоже угостить, принёс стопки и свою заветную бутылочку. Франц с Даниелой попробовали, ого, угостили своего молодого зятя, ого-го... :) Короче, напиток им так понравился, что они никак не верили, что это я сам сделал. Долго выясняли, что же это такое, слово "самогон" никак не могли понять и запомнить, и Марина им тогда нашла термин "траварица". Это поняли, но сказали, что такой траварицы они ещё не пробовали.  Наверное, льстили, но Франц не отказался от добавки, а потом ещё, значит, зашло :). Захотелось ему перед отъездом подарить бутылочку на память, он будет явно рад... И мне это приятно.

17 августа 2022 года, среда

Выше всплыл в рассказе нелюбимый термин - "перед отъездом". Да, к сожалению, настал этот день, день отъезда, позавтракали, потом, вроде, деловито собирались, но на самом деле всё сквозь скрываемую грусть.

Машина выдвинулась со своего тенистого места, вещи неохотно улеглись в багажнике, холодильник встал на своё место на заднем сиденье. А мы пошли и кинули на всякий случай монетку в море. А вдруг... Хотя надежд на это "вдруг", надо честно себе признаться, уже и тогда почти не было. А сейчас, когда пишутся эти строки, их не осталось вовсе.

Посидели на скамеечке. Этот вид всё равно останется у нас в памяти навсегда. Прощай, Борак...

Вверх по сотне раз езженной узенькой дорожке, три километра и  - вот и тоннель. Но нет, не смогли сразу в него нырнуть, сил душевных не хватило, встали на площадке перед тоннелем.
Машину поставили на низкий старт, а сами из неё выскочили, к морю повернулись, посмотреть напоследок ещё хоть раз.

Слева виден мысок нашего Борака, справа Оребич и Корчула в утренней дымке просматриваются.

- Ну всё, поехали, Марина...

- Поехали, Серёжа, конечно же, поехали.

И в тоннель, как в омут, уже не оглядываясь.

Но недолго ехали. Практически сразу за тоннелем возле своего дома в Потомье нас ждали Франц с Даниелой, тоже надо было попрощаться. Франц отдарился на мою бутылочку "траварицы" бутылкой Дингача от своего соседа, при этом приговаривая, что за эту траварицу и десять Дингачей маловато будет :).

Попрощались, пообнимались, тоже ведь не увидимся больше, только мессенджеры нам теперь в помощь.

И снова пока не в путь, а теперь уже к Иво. И он нас тоже ждал. Но тут, кроме расставаний, надо было не забыть и практические дела. Во-первых, набрать вина. Купили разного, маловато, конечно, но границы впереди, расплатились за всё: за это вино и за то, которое пили всю неделю, за жильё. И как всегда, Иво всё время у Марины спрашивал, сколько же мы ему должны :). Но разобрались. И оставшиеся куны, которые мы меняли у Иво в первый день, вернули ему назад, совершив обратный обмен по тому же курсу. Очень удобно :).

Ну и последняя фотография на память, пора в путь. Не надышишься...

Поехали, вот и Трстеник промелькнул справа, только вот недавно мы в него заезжали с другой стороны, из-за мыса,  и потом гуляли по берегу его бухточки.
У нас ещё одно дело было незавершённое, вы же помните, что мы проскочили неделю назад мимо видовой парковки у Пельешацкого моста. Теперь не проскочили, вот он, мост этот, красавец. Очень, кстати, напоминает французский виадук Мийо.  Парковка удобная, навесы, туалеты, всё обустроено и ещё продолжает обустраиваться. И машины сюда то и дело заскакивают, народ вылезает деловито из них с фотоаппаратами и делает своё интересное туристическое дело. Как и мы.

Скоро уже и Хорватия закончилась, приехали мы на границу с Боснией в Меткович. Немного её опасались, потому что однажды здесь потеряли два с лишним часа на переход. Но теперь всё не так, практически сходу подъехали к шлагбауму, здесь тоже две границы, сначала хорваты семь минут,  а потом боснийцы две минуты, получили штампы в паспорта. Вот и всё. Мы снова в Боснии.